- Какие специалисты есть в центре?
- Психологи, социальные работники, медсестра, консультанты по долгам, консультанты «равный равному» (выздоравливающие наркоманы), а также уличные работники, которые ездят по точкам возможного употребления и раздают шприцы. Часто это те, кто сам употреблял и знает места, где это происходит.
- К социальным работникам приходят по понятным причинам: оформить документы, узнать, в какие службы обратиться с проблемой, с долговыми консультантами тоже понятно, а с чем приходят к психологу? Вы ведь не врач, от зависимости не лечите.
- С теми же самыми проблемами, с которыми приходят обычные люди. С проблемами в отношениях, с каким-то нестабильным душевным состоянием, мы мотивируем их пройти реабилитацию. Часто приходят после реабилитационного центра, потому что очень сложно жить, когда из-за употребления наркотиков у тебя испорчены отношения с близкими, есть проблемы с устройством на работу, в тебя никто не верит. Это все надо как-то пережить, справиться с этим.
- Может, потому и срываются и снова попадают в зависимость?
- Да, конечно. Я уверена, что большой процент рецидивов связан именно с неприятием со стороны общества. Люди не готовы принимать обратно в социум бывшего наркомана.
- Меняется ли отношение со стороны общества или это по-прежнему очень стигматизированная область?
- Стигматизация конечно есть, люди боятся. Хотя я могу сказать, что наркоманы гораздо менее агрессивны, чем алкоголики, я сталкивалась в достаточной мере и с теми, и с другими. Люди чаще демонстрируют агрессию, чем поддержку. Но, надо сказать, жильцы дома на Ластекоду, в котором мы снимаем помещение, очень дружелюбны к нам. Председатель товарищества понимает, для чего мы нужны, всячески идет навстречу. Напротив нас есть парикмахерская, работники которой приносят нам одежду для клиентов центра. Хотя из своих окон они наверняка видят наших клиентов, и это не всегда им приятно. Просто они понимают, что наркоманы — они же не с луны свалились, они выросли среди нас, это часть нашего общества и его ответственность.