Cообщи

Ахто Лобьякас: что будет после Меркель?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Агнела Меркель.
Агнела Меркель. Фото: SCANPIX

После того, как долгосрочный канцлер Германии Ангелы Меркель потрясла новостью о своем уходе, для немцев открылась перспектива наступления интересных времен, пишет в Postimees колумнист Ахто Лобьякас.

Ангела Меркель умышленно рискнула, сообщив, что уже в декабре откажется от места лидера Христианско-демократического союза, но хотела бы сохранить за собой пост канцлера Германии. Власть – это сладкое бремя. Как и природа, политика не терпит пустоты. Тот, кто займет пост лидера Христианско-демократического союза, должен рано или поздно иметь в виду и пост канцлера.

С момента оглашения новости не прошло и дня, а немецкие газеты уже начали составлять списки возможных претендентов на трон. Фридрих Мерц, 62-летний ветеран, младший противник Меркель, некогда большой политический талант, проведший последние 15 лет в частном секторе, но очень близко находящийся к Вольфгангу Шойбле. Аннегрет Крамп-Карренбауэр – более воинственного лидера для Германии придумать сложно – 55-летняя долгосрочная премьер-министр земель Саар, которая недавно стала генеральным секретарем партии Меркель.

АКК, как ее называют, выглядит фавориткой самой Меркель. Но в то же время у фаворитов Меркель не все в порядке: это показали последние выборы председателя парламентской фракции, в которых кандидат от партии Меркель проиграл. Третий претендент – министр здравоохранения Йенс Шпан, 38-летний веьма амбициозный консерватор. Из укрытия за всем этим наблюдает 78-летний Шойбле, который не простит Меркель его отставку с поста министра финансов.

Кто из них станет преемников Меркель, мы узнаем в декабре, но то, что произойдет,  рано или поздно все равно произошло бы. Издание Frankfurter Allgemeine Zeitung уже теперь задалось вопросом: удержится Меркель на посту канцлера до парламентских выборов в мае 2019 года, следующих за ними выборов в восточной части Германии, откуда «Альтернатива для Германии» может вышибить Христианско-демократический союз, или сможет доработать до общих выборов 2021 года, как хотела бы сама Меркель? Сообщивший об отречении от власти лидер неизбежно живет уже в другом времени - в том, что наступит после го ухода. Когда конец света объявлен, прежним не останется ничто, сколько бы времени до конца света ни было отпущено. То же касается и расчетов Меркель. Давление в котле ее партии поднялось, скорость выпуска пара непредсказуема.

С точки зрения Германии вопрос, прежде всего, в будущем Христианско-демократического союза и привычной партийной системы. За пять лет партия потеряла 40 процентов избирателей. Причиной, безусловно, стал миграционный кризис и возросшая привлекательность правого радикализма в Германии – как с заметным Schadenfreude (нем. – злорадство) отметило французское издание Le Monde. В то же время, по сравнению с 2015 годом, когда в Германию прибыли 890 000 беженцев, миграционная тема утратила актуальность.

В 2017 году просящих убежища в Германии прибыло меньше 200 000, в этом году их количество еще меньше. Подъем праворадикальной «Альтернативы для Германии» на востоке страны – это, безусловно, вызов, но точно так же же ХДС должен учитывать, что в западной Германии на выборах в Байере и Гессене больше всего избирателей было проиграно в пользу "зеленых".

Взгляды "зеленых" и «Альтернативы для Германии» на иммиграцию радикально противоположны, и Христианско-демократический союз поджидает очень сложный шпагат, как пишет FAZ. Сложный еще и потому, что для избирателей Западной Германии охрана окружающей среды и здоровая среда обитания – те вещи, которые их все больше интересуют.

В то же время в FAZ колумнист Хольгер Штельцнер высказал мнение, что для Христианско-демократического союза решением мог бы стать пример молодого Себастьяна Курца, спасшего австрийскую Народную партию. Но в Германии опросы и выборы показывают, что проевропейски настроены и дружественную по отношению к глобализации платформу поддерживают 75 процентов избирателей, а правый и левый радикализм – всего около 20 процентов в совокупности.

С точки зрения Эстонии и всего мира, безусловно, важнее, как передача власти в Германии повлияет на способность этой страны заниматься крупными региональными и общемировыми вызовами. Европейские вопросы, темы США, России и Китая, на которых Меркель в оставшееся ей на посту канцлера время надеется сосредоточиться. Но как отметил немецкий аналитик Ульрих Шпек, есть такие вопросы, в которых Германия и Христианско-демократический союз во внутренних дебатах практически никакой роли не играют. Первично важен вопрос о власти, а власть в демократическом обществе (и не только) нуждается в поддержке народа.

И в завершение немножко политической мудрости Меркель времен начала ее крупной политической карьеры. Когда прежний канцлер Герхард Шрёдер проиграл место руководителя в собственной Социал-демократической партии, Меркель спросила: «Как можно руководить государством, если не удается руководить даже собственной партией?»

Наверх