Что ждет Россию после Путина? Пять возможных сценариев

Фото: Sputnik/Scanpix
Томс Ратфелдерс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Россия, руководимая железной рукой президента Владимира Путина, в глобальной политике стала достаточно сильным государством. В Прибалтике такая агрессивная политика воспринимается как определенная угроза, отсылающая нас ко временам холодной войны. Однако возникает вопрос: что станет с этой страной после окончания эпохи Путина? Русский TVNET обобщил пять гипотетически возможных направлений развития России.

Сценарий первый. Путин 2.0

Самый вероятный сценарий, согласно которому может случиться так, что выбранная Путиным элита сможет удержать свою власть в ключевых государственных органах (например, министерства иностранных и внутренних дел) и без самого Путина.

Сохранится тщательно разработанная Путиным система отношений "олигархи – государство", в рамках которой самые богатые и влиятельные люди России пообещают свою лояльность президенту в обмен на возможности доходов через финансируемые государством объекты (самый яркий пример – Олимпийские игры в Сочи) и получат благосклонность от структур госуправления в отношении бизнеса.

Так же и Православная церковь продолжит распространять выгодные для политики Кремля отношения в обществе, сохранятся тесные отношения "Кадыров – Кремль" в рамках вопроса Чечни. В этом случае во внутренней и внешней политике России изменений не предвидится.

Возможно, будет наблюдаться ситуация, подобная той, что сложилась во время "рокировки" Медведев-Путин в 2008 году, когда теоретически к власти пришел другой человек, но реально власть оставалась в руках созданной Путиным системы.

Страна на международной арене продолжит пропагандировать необходимость сесть за один стол с США и продолжать политику развала Европы.

Если Запад слишком сблизится со странами, которые Россия считает важными для своей безопасности, например, с Грузией и Украиной, может быть использована военная сила. Все это делается с целью убедить Вашингтон признать власть и влияние России в мире.

Демократические реформы будут все больше тормозиться, гражданское общество, в том числе и СМИ, продолжат сталкиваться с цензурой. В СМИ продолжит существовать нечестная конкуренция, в рамках которой у независимых СМИ в отличие от зависимых конкурентов не будет доступа к госфинансированию и важной информации.

Тем не менее государство сохранит свою внутреннюю стабильность как минимум на короткий срок.

Сценарий второй. Ультранационалистическая Россия

На самом деле маловероятный сценарий, который может быть реализован в том случае, если в результате политических игр к власти придут националистически настроенные политики (например, Владимир Жириновский), которые гипотетически смогут изменить всю созданную Путиным систему и посадить у руля государства своих сторонников.

В этом контексте Россия останется авторитарной, и внутренняя политика фактически не изменится (возможно, будут культивироваться радикальные настроения и увеличится вовлечение государства в стимулирование экономического роста без ограничений прав частной собственности).

Но измениться может внешняя политика Москвы. Россия станет более агрессивной и начнет манипулировать оружием еще более активно.

Может исчезнуть пропаганда о необходимости сесть за стол переговоров с американцами, вместо этого будет делаться акцент на необходимости их опередить.

Фото: AFP/SCANPIX

На такие мысли навели высказывания Жириновского силой присоединить к России постсоветские государства, отобрать у США Аляску и уничтожить Балтийские страны из-за присутствия в них военного контингента НАТО.

На самом деле, нельзя исключать, что высказывания Жириновского являются политически маркетинговым ходом, схожим с признаками национального радикализма в случае с Дональдом Трампом, который ему пытаются навязать советники, ясно осознающие, что реализация такой агрессивной политики является путем к уничтожении не только России, но и всего мира.

Сценарий третий. Социалистическая/коммунистическая Россия

Еще один маловероятный сценарий. Он может реализоваться в том случае, если в результате политических игр систему изменят не националисты, а политики социалистической и Коммунистической партии (например, Геннадий Зюганов) и их сторонники.

В этом случае внутреннюю политику России ждут значительные изменения. Государство ждет вовлечение в стимулирование экономики и сокращение влияния частного сектора (возможность коллективной собственности в программу Коммунистической партии включено как неотъемлемая составляющая социалистического общества).

В программе также предусмотрено госфинансирование строительства новых школ и жилых зданий. Коммунисты предусматривают также национализацию природных ресурсов и ключевых секторов экономики.

Уже сейчас коммунисты говорят о необходимости возвращения в Россию вложенных в иностранные банки финансовых резервов и использование их в развитии экономики.

Говоря о внешней политике, власть, как и при Путине, будет готова защищать соотечественников за рубежом и, возможно, использовать военную силу.

Однако возникает вопрос: насколько агрессивной будет Россия? Принимая во внимание то, что в программе Коммунистической партии оговорена необходимость вернуть бывшие территории СССР на добровольной основе, можно предположить, что условия диалога во внешней политике России все же будут соблюдены.

Фото: SCANPIX

Сценарий четвертый. Демократическая и либеральная Россия

Такой маловероятный сценарий возможен, если на место Путина придут либерально настроенные силы (например, Михаил Касьянов, Владимир Рыжков, Владимир Карамурза и др.).

В этом случае вероятны кардинальные изменения как во внутренней политике, так и во внешней. В первую очередь, руководство России будет более открытым к критике, появится возможность действовать гражданскому обществу и независимым СМИ. В то же время улучшится прозрачность выборов и прекратится ослабление оппозиции. В принципе спадет вуаль страха и угроз.

Во внешней политике продолжится курс на открытие экономики, в которой будет значительно сокращено влияние государства, возможно расширение диалога с ЕС и НАТО. Этот диалог, возможно, не будет основываться на базе нынешних требований (признавая влияние в России в мире), так как большая часть из сегодняшних громких заявлений во внешней политике направлены на попытки Путина удержать внимание жителей страны на международной значимости России.

Вероятно, что если у России пропадет необходимость демонстрировать мускулы, НАТО утратит ощущение, что Россия является главной международной угрозой.

И вместе с этим изменится отношение к этому во всем мире — начиная с Европы и заканчивая Латинской Америкой (внешнеполитические дела Москвы во всем мире тесно связаны с необходимостью противостоять трансатлантическому сообществу).

Трудно возразить, что такая Россия будет самой лучшей для Балтийских стран.

Но здесь может быть и обратная сторона

Как уже доказало правление Бориса Ельцина, очень сложно заставить функционировать государство по демократическим правилам, если сотни лет оно просуществовало в авторитаризме и тоталитарном режиме.

Недаром ельцинские времена вспоминаются нестабильностью на Кавказе, увеличением уровня коррупции и большим числом олигархов — проблемы, которые правительству очень трудно было решить.

Не исключено, что в демократической России некоторые захотят откусить всю руку свободы, а не только палец, который им протянули.

Пусть режим Владимира Путина неоспоримо условно жесток, тем не менее - это возможность удержать стабильность России и возможность контроля за происходящим в стране - как в политике, так и в экономике.

Как указывает политический аналитик YouTube-канала Caspian Report Ширван Невчи, богатство России на разные народы и ее огромная территорией способствуют распространению авторитаризма. А по-другому будет трудно удержать ее от развала.

Сценарий пятый. Рухнувшая Россия

Последний сценарий может быть реализован в случае, если ни один из приближенных к Путину людей не сможет объединиться с остальными и альтернативные силы станут такими же слабыми, как сейчас (это относится как к ультранационалистам, так и к социалистам/коммунистам, и к демократическим силам).

Также это может случиться, если демократическая Россия не сможет создать стабильный режим государственного управления.

Если такие предпосылки для вакуума власти будут реализованы, существует риск того, что государство может начать разделение по этническому принципу.

Сепаратизм в первую очередь возродится на Кавказе, где лидер Чечни Рамзан Кадыров уже создал практически независимое исламское королевство. Его доверие к правящему режиму главным образом удерживают только дотации из Москвы. Если они затормозятся, Кадыров может решить, что пришло время начать строить свою, независимую от Кремля судьбу.

Не исключено, что пример независимости Кадырова может подвигнуть на противодействие Москве другие Северо-Кавказкие республики (например, Дагестана, где сейчас происходят волнения). В свою очередь события на Кавказе гипотетически могут использовать и другие этнические группы — к примеру, татары или башкиры.

Несомненно, что сепаратизм вызовет острую реакцию Москвы, которая может повторить сценарии двух войн в Чечне.

Надо понимать, что нестабильная Россия может быть более опасной, чем авторитарная и агрессивная, но стабильная.

Если в стране возникнет политическая нестабильность и начнется вооруженный конфликт, это плохо скажется на всех соседях. В первую очередь потому, что такая внутривенная прививка может вызвать поток беженцев и неясность в вопросе, кто может заполучить российский арсенал ядерного оружия.

В случае еще худшего сценария Латвии и другим странам Восточной Европы придется выделить средства на прием российских беженцев и нужно будет дрожать при мысли о том, что в любой момент какая-либо радикально настроенная группировка нажмет на "красную кнопку".

В любом случае предсказать будущее очень сложно, и вышеизложенные варианты надо рассматривать как игры с современной русской мозаикой и основными событийными течениями внутри нее. И на их основании возможно набросать интересные модели, полезные для дискуссий. Но все-таки истинный путь развития России после Путина покажет только время.

Перевод Русский TVNET

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх