В Эстонии солдат срочной службы арестовывали из-за принесенной в лес пиццы, зависимости от смартфона и забытого в ночном клубе снаряжения.
Приключения солдат в эстонской армии: принесенная в лес пицца и забытое в ночном клубе снаряжение (2)
Арестный дом — место, которым уже в первый день пугают только прибывших на службу и которое для большинства солдат остается лишь абстрактным страхом.
В то же время каждый год находятся несколько десятков паршивых овец, которые минимум часть своей службы проводят за закрытыми дверями, пишет Postimees. Причины довольно разные — некоторые курьезные и смешные, другие и вовсе пугающие.
Например, один инцидент произошел буквально несколько недель назад. Летом приступивший к службе в Вырумаа в Куперьяновском пехотном батальоне молодой человек на данный момент уже так много нарушил, что фактически отстранен от учений — из-за различных переплетов ему запрещено пользоваться оружием и боеприпасами, также ему нельзя находится в спальном помещении с сослуживцами.
В начале октября за пределами городка на учениях произошел инцидент, когда этот рядовой самовольно взял табельное оружие AK-4 сослуживца и зарядил в него холостой патрон. Патрон вылетел из оружия во время проверки («Разрядить оружие!») и при детальном осмотре выяснилось, что на патроне маркером были написаны фамилии командиров.
Командиры Сил обороны интерпретировали это как угрозы и тяжкое дисциплинарное нарушение. Рядовой был отправлен на две недели в арестный дом.
Снаряжение осталось в ночном клубе
Больше всего нарушений происходит весной, когда остаются последние месяцы службы и дисциплина начинает падать. Большинство нарушений связано с опозданиями, побегами или пьянством.
Например, 10 апреля этого года получивший увольнительную рядовой Куперьяновского пехотного батальона вернулся в часть на два дня позже установленного срока. Снаряжение (обычно в случае увольнительной разрешено брать с собой форму и мешок), с которым молодой человек отправился домой, он не принес назад.
Позже выяснилось, что солдат оставил свое снаряжение в тартуском ночном клубе. Ущерб Силам обороны — 192 евро, удар по репутации — неоценим. Рядовой из-за неоднократного нарушения устава внутренней службы был отправлен в камеру на две недели.
Весной этого года один рядовой попал за решетку из-за пьянства. Не говоря уже о том, что во время службы действует нулевая толерантность в отношении употребления алкоголя, особенно тяжким нарушение считается распитие алкоголя в форме — находится в нетрезвом состоянии в форме запрещено всем военнослужащим, в том числе и офицерам.
Солдат Калев, по его словам, во время учений в лесу заболел, поэтому пока сослуживцы были в лагере, он проводил время в одиночестве в казарме. В санчасти батальона ему прописали постельный режим, который означает, что военнослужащий так болен, что должен лежать в кровати и может ходить только есть и справлять нужду.
Но на самом деле у Калева ничего не болело. Командиры обнаружили его в казарме в подозрительно радостном состоянии и покачивающегося. Алкометр показал неутешительный результат - 2,9 промилле. Позднее командиры приказали пьяному симулянту вместе с сослуживцами отправиться на учения. Затем рядовой начал оскорблять военнослужащих. Молодой человек был отправлен в камеру на десять дней.
Следующая волна арестов военнослужащих пришлась на масштабные учения «Еж». Вечером 9 мая трое солдат покинули место учений и отправились веселиться в деревню.
Вернулись они рано утром в половину четвертого, но уже пьяными, а через несколько часов веселые молодые люди попались командирам. Их заставили с помощью алкометра пройти тест на трезвость и через несколько часов отправили в карцер отбывать наказание. За время этих учений пьяными попались еще солдаты и один младший сержант.
Весной прошлого года, например, за раз наказали трех военнослужащих, которые напились во время ночного покоя: у одного алкометр показал 3,56 промилле.
С одурманивающими веществами попадались военнослужащие Скаутского батальона. Так, в октябре прошлого года трое рядовых Скаутского батальона в уголке для курения Тапаского городка попались, когда курили коноплю. Четвертый был признан виновным в контрабанде конопли в батальон. Они были приговорены к шестидневному аресту.
Вера не позволяет
Часто военнослужащим вредят телефоны. Весной прошлого года в Куперьяновском батальоне проходил лесной лагерь. В том числе по ночам солдат ставили на сторожевые посты. Когда капрал проверял один такой пост, увидел там рядового, который уткнулся носом в смартфон. Более того: оружие и прочее снаряжение просто лежало возле него на земле.
Капрал приказал солдату взять себя в руки, но после этого зависимый от телефоны пришел в ярость, начал ругаться и бросил в капрала веткой дерева, которая, к счастью, попала по автомату, а не по самому капралу. Нарушителя для осознания содеянного заперли без телефона.
Если предыдущие примеры нарушений довольно таки понятные, есть и совершенно необычные случаи.
Например, в этом году рядового наказали во время учений «Еж» за невыполнение приказа: молодой человек просто отказался надевать снаряжение, брать в руки оружие и участвовать в учениях. И сделал он это по совершенно необычной причине: его вера не позволяет работать по воскресеньям.
Несмотря на причину, его наказали арестом на три дня. Молодой человек посчитал решение несправедливыми и пожаловался в суд. В июне этого года Тартуский окружной суд решил, что наказание было правомерным.
В прошлом году один получивший увольнительную солдат вернулся на несколько дней позже и показал медицинскую справку. Он утверждал, что так сильно заболел, что не смог из-за этого вовремя вернуться. Но медицинская справка не оправдывает опоздание: не вернуться вовремя можно только, если солдат прибывает на лечении в больнице. Исключения из этого правила необходимо обсуждать с санчастью батальона, но военнослужащий этого не сделал. Несмотря на медицинскую справку, ему назначили арест в три дня.
Во время службы дисциплинарный арест назначается военнослужащему, который неоднократно или в тяжкой форме нарушил дисциплину, то есть дисциплинарному аресту предшествуют в большинстве случаев нарушения и наказания.
Все наказания рассматривает суд и иногда административный суд может решить, что наказание необходимо отменить. Например, в ноябре прошлого года суд отменил решение об аресте из-за ошибок в оформлении. Рядового наказали за два нарушения: опоздание в военную часть и не предупреждение об этом. Но поскольку возле нарушения была указана неверная статья устава внутренней службы, суд посчитал, что наказание неправомерно.
Если речь идет об особо тяжком нарушение, в ход может пойти и уголовное производство. Например, последний раз к уголовному наказанию был приговорен рядовой, который, получив увольнительную, не собирался возвращаться и пропал на месяц. Военная полиция задержала молодого человек и насильно вернула его на службу. Он был приговорен к условному тюремному заключению.
Один из самых необычных случаев произошел несколько лет назад, когда солдат попросил командира во время лесного лагеря встретиться с матерью. Он не получил разрешение. Несмотря на это, тайно он встретился с матерью в лесу, она принесла ему пиццу и сладости. Коробка от принесенной в лес пиццы попалась на глаза командиру, стало известно о запрещенной встрече и военнослужащий был наказан.