У убитого 43-летнего мужчины без разрешения изъяты обе почки; его мать хочет засудить врачей

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Ieva Čīka/LETA

Госполиция Латвии начала уголовное производство в связи с тем, что медики изъяли почки из тела убитого мужчины. Процедура произошла без согласия родственников, сообщает Latvijas Avīze.

Против действий медиков выступила мать Эрика Креслиньша, Тамара. В 2015 году ее сына ударили топором его собутыльники. 43-летний мужчина умер в больнице после трех проведенных в коме дней. На данный момент в суде Рижского района проходит судебное разбирательство.

Только спустя два года после смерти сына женщина узнала из материалов дела, что у сына сразу после смерти были изъяты обе почки.

Она была уверена, что сын не давал разрешения на эту процедуру. У матери разрешения тоже никто не спрашивал. После заявления Креслини в Госполицию начато уголовное производство по статье "О незаконном изъятии человеческих тканей или органов".

"Если бы в те несколько дней, пока Эрик был в коме в больнице, меня спросили, можно ли воспользоваться его органами, я бы разрешила", - утверждает мать.

"Полгода думала, что делать. Узнала, что я не единственная, кто попал в аналогичную ситуацию. Я разозлилась. Какой бы человек мой сын ни был - он человек, а не кусок мяса, из которого что-то можно вырезать. Почему меня не спросили? Поняла, что для многих врачей пациенты не важны. Важнее другие вещи, и деньги тоже. Подумала, что могу что-то изменить в этой системе", - поясняет мать.

Женщина обратилась в полицию. В полицейском участке на Тейке вначале отказались возбуждать дело, так как не увидели состава преступления. Тогда потерпевшая пожаловалась в прокуратуру и 26 сентября получила сообщение, что под давлением  прокуратуры полиция все же начала расследование.

Старший инспектор Р. Крылова ответила потерпевшей, что и в Рижской Восточной клинической университетской больнице, где находился мужчина, и в больнице им. Страдиня, где проходила трансплантация, прошла проверка документации и констатировано, что Креслиньш не давал ни разрешения, ни отказа использовать свои органы после смерти.

Инспектор сослалась на законодательство, где указано, что изъятие органов или тканей в случае смерти возможно, если в Регистре жителей нет запрета самого человека на процедуру, и в том случае, если близкие покойного до изъятия проинформировали в письменном виде медицинское учреждение о высказанном умершим еще при при жизни волеизъявлении не отдавать свои органы и ткани.

Однако в законе не оговорен механизм, как близкие должны быть проинформированы об изъятии органов, если оно все же состоялось.

Прокурор Видземского предместья Риги И. Зепа указала, что решение инспектор приняла скоропалительно, полноценно не оценив и не проверив материалы дела.

Юристы в Бюро омбудсмена указывают, что в 2016 и 2017 году в этой сфере было много дебатов и дискуссий. Отмечается, что необходим целый ряд доработок к закону "О защите тела умершего человек и использовании тканей и органов в медицине". 

Именно из-за несостыковок Латвия уже проиграла два дела в ЕСПЧ и выплатила потерпевшим компенсации.

Наверх