Иран "покидает" нефтяной рынок. Как это повлияет на нас? (5)

Фото: SCANPIX
Томс Ратфелдерс
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Цены на заправках опять под вопросом. Решение Дональда Трампа о возобновлении нефтяных санкций в отношении Ирана заставляет задуматься: а сможет ли рынок компенсировать нехватку этого продукта? Как это повлияет на нас?

Что произошло?

5 ноября президент США возобновил санкции в отношении Иранского нефтяного сектора. Одновременно – в отношении кораблестроения и банковского сектора. Это вторая часть санкций, которые Трамп планировал реализовать после выхода из Совместного всеобъемлющего плана действий, или из Иранской ядерной программы в мае этого года. Первая часть подразумевала ограничения возобновления торговли золотом и драгоценными металлами, запрет на расчеты долларами и международные сделки с риалом.

Что такое "Ядерная программа" Ирана?

Очевидные достижения Ирана в области ядерного оружия уже давно являются одной из самых актуальных проблем, стоящих перед международной политикой. Многие из администрации США высказывали обоснованные предположения о том, что национальные программы обогащения урана и плутония могут использоваться не для мирного развития ядерной энергии, а для наращивания вооружения.

Для ограничения национальных ядерных амбиций международное сообщество последовательно вводило санкции в отношении Ирана в ключевых элементах:

1) экспорт нефти; 

2) банковские финансовые операции;

3) торговля драгоценными металлами;

4) в транспортной отрасли.

Однако оказалось, что эти меры не принесли никаких результатов, и присоединение страны к мировому ядерному клубу - это только вопрос времени.

В 2015 году во время руководства Барака Обамы был совершен рывок. Между Вашингтоном и Тегераном был заключен договор, в рамках которого режим Ирана согласился сократить свои запасы урана и плутония до 3% от предыдущего количества.

В то же время Иран дал согласие 15 лет соблюдать потолок обогащения урана до 3,67% (для ядерного оружия необходимо обогащение до 90%). В конце концов было уничтожено 2/3 центрифуг для обогащения и реактор тяжелой воды, который мог производить необходимый для оружия плутоний.

За исполнением этих обязательств следило Международное Агентство атомной энергетики. В ответ санкции с Ирана были сняты.

Фото: AFP / Scanpix

Зачем Трампу "закручивать гайки"?

Агрессивное отношение Трампа по отношению к Ирану главным образом связано с внутренними политическими играми. Принимая во внимание то, что уже в предвыборной борьбе Дональд Трамп назвал заключенное Бараком Обамой соглашение с Ираном "самой худшей сделкой", ему выгодно выйти из нее. Но к чему такие резкие заявления?

Ответ прост – в договор включены некоторые пункты, которые позволяют Ирану получить ядерное вооружение в период с 2026 по 2031 год.

К тому же не обговорены вопросы о государственной программе баллистических ракет и агрессивной политике на Ближнем востоке – к чему администрация Трампа относится исключительно серьезно.

Трамп высчитал, что своей агрессивной политикой санкций ему удастся заключить совершенно новую сделку, которая будет удачнее, чем достигнутое соглашение его предшественника. Потому, что экономика Ирана столкнулась со слишком большими проблемами и тамошний режим в конце концов будет вынужден сесть за стол переговоров.

После Трамп сможет сказать американцам, что подход его предшественника был ошибочным и успеха можно добиться только силой. Как показывает история, Трамп очень часто пытается повторить ошибки прошлого.

Заправляться – еще дороже?

Как всегда главными проигравшими в играх большой политики становятся простые жители. Иранский вопрос не исключение.

Казалось бы, Ближний восток далеко и происходящие там события нас не коснутся, но практически каждый из нас использует автомашины и другие транспортные средства, которые сжигают топливо из нефтепродуктов. Большая часть из нас вынуждены открывать кошельки на заправках и расставаться с приличными суммами.

Только и остается слушать жалобы водителей на то, сколько стоит заправиться. В то же время многие из нас любят путешествовать, в том числе и на авиационном топливе. Практически всем нравится находиться в тепле, тратя природный газ (совершенно отличный по ценам от нефти продукт).

Фото: Reuters/ScanPix

В связи с этим надо помнить, что Иран является одним из мировых лидеров по экспорту нефти и отмена санкций переполнит глобальный рынок этим продуктом.

Не зря прошлой весной государство экспортировало примерно 2,4 миллиона баррелей нефти. Присутствие Иранской нефти стало одной из главных причин того, что в 2015 году начался мировой кризис цен на нефть, в результате чего ее стоимость падала три раза.

Как сообщает The World Economic Forum, если в июне 2014 года баррель нефти стоил 115 долларов, то в феврале 2016 года ее стоимость была уже 35 долларов.

Существует риск того, что возвращение санкций в отношении Ирана может привести к неимоверному скачку цен на нефть.

Администрация Дональда Трампа в этом случае действовала достаточно умно: предоставила необходимое время, чтобы мир мог подготовиться к потере поставок из Ирана.

Не зря же о выходе было сообщено 8 мая, а санкции применены только сейчас. Рынку был дан срок в семь месяцев, чтобы подготовиться к потрясению. Импортеры нефти в мире по большей части подготовились и начали покупать у Ирана меньше.

Основываясь на информацию The New York Times, Иран в этом году экспортировал только 1,3 миллионов баррелей в день (в прошлом году 2,4 миллиона баррелей). В то же время американцы умно поступили, разрешив на шесть месяцев закупать иранскую нефть странам, чья экономика тесно связана с этим источником нефти – Китаю, Индии, Южной Корее, Италии, Греции, Японии, Тайваню и Турции.

Американцы так же уговорили Саудовскую Аравию (крупнейший экспортер нефти в мире) выкачивать больше нефти.

Увеличила объемы производства продукции и Россия. В конце концов надо упомянуть, что Евросоюз пытается обойти санкции с помощью так называемых правил блокировки, в рамках которых предусмотрено наказание для предприятий ЕС, которые подчинятся американскому запрету.  

Хотя трудно предсказать, как иранская проблема может повлиять на нефтяной рынок в долгосрочной перспективе, цены на бензоколонках остаются относительно стабильными, по крайней мере, пока.

И все-таки мировые цены на нефть всегда были непредсказуемы, и что если хорошо сегодня, не обязательно так будет и завтра. Особенно потому, что Иран находится в неспокойном регионе и в важной точке стратегической торговли нефтью.

Через Ормузкий пролив, который протекает вокруг южного побережья Ирана, проходит треть судов, перевозящих всю мировую нефть.

Понятно, что агрессия Трампа выставила в дураках иранское правительство и ему нужно выглядеть решительно в глазах своих соотечественников.

Но нельзя исключить и сценарий, согласно которому Иранские корабли блокируют пролив. Это, в свою очередь, приведет к огромному увеличению цен на нефть.

Нельзя не вспомнить и о событиях в Йемене, условно поддерживаемые Ираном повстанцы борются против поддерживаемого Саудовской Аравией правительства. Эту страну омывает Вавилонское море и перенос конфликта в этот регион может дать совершенно похожий эффект. 

Фото: Reuters/ScanPix

Как пишет комментатор The New York Times Клифорд Краус, многое будет зависеть от возможностей Ирана использовать нелегальные доставки нефти, например, в Турцию и Иракский Курдистан. Поэтому нужно помнить, что Иран под санкциями находится довольно давно и научился в известной мере их обходить.

Например, The Times of India сообщает, что была замечена ситуация, когда Иран не разблокировал следящие устройства на своих танкерах и отслеживал направление экспорта нефти и объемы ее продаж. В частности, Турции, Индии и Китаю этого хватило, чтобы выкупить этот подпольный ресурс.

Тот факт, что международной нефтяной валютой является запрещенный в Иране доллар, никогда не останавливал Тегеран. The Times of India указывает, что с 2012 года между Ираном и Индией существуют особые торговые отношения. Индия закупает "черное золото" за рупии, но эта валюта Индию не покидает, Иран сразу вкладывает ее в импорт.

Также в Иране хорошо отлажены каналы контрабанды валюты и нельзя исключить варианты, что большая часть долларов от продажи нефти вкладывается в экономику страны именно таким способом.

В качестве примеров можно привести находящиеся там же по соседству Афганистан и Объединенные Арабские Эмираты. Еще недавно, 14 сентября, Bloomberg сообщало, что в Кабуле значительно возросло число контрабандистов, которые по несколько раз в месяц отправляются к соседям с портфелями, полными бумажками дяди Сэма. В свою очередь, 10 мая США применила санкции в отношении шести частных компаний и трех компаний ОАЭ, которые были связаны с передачей долларов для нужд Иранской революционной гвардии.

Тем не менее, чтобы Иранская нефть хотя бы условно оставалась в мировом обороте, нужно поддерживать хорошие политические отношения с вышеупомянутыми и другими ключевыми игроками. Только таким образом определятся вложения Ирана в снижение цен на продукцию.

Фото: Reuters/ScanPix

Чтобы нам не несло будущее, нужно понимать, что иранский вопрос из повестки дня исключен не будет еще долгое время. Изменения в санкционной политике продолжат влиять как на рост, так и на снижение количества денег в наших кошельках.

В этой связи возникает вопрос: правы ли те, кто говорит, что нефть является устаревшим ресурсом и что будущее за источниками энергии, которые дешевле и экологичнее?

Хотя нельзя отрицать, что новая технология еще не разработана до того уровня, чтобы заменить бензин, авиационное топливо или природный газ, может быть стоит уже начинать смотреть в другом направлении.

Перевод Русский TVNET.

Комментарии (5)CopyMessenger Telegram Whatsapp

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх