Спецпенсии исчезнут. Когда и каким образом – это вопрос времени, но не только. Это также и принципиальный и государственный вопрос, пишет бывший полицейский и член парламента Калле Лаанет в Postimees.
Калле Лаанет: спецпенсии устарели, но…
«Когда в 1990-х года создали спецпенсии для полицейских, работников прокуратуры и Госконтроля, военнослужащих и остальных, это было продиктовано желанием удержать людей на работе и заманить их в те учреждения, репутация которых после советских времен была на самом низком уровне», - написал Postimees 14 ноября в своей передовице. Это так, но не совсем, поскольку критиковать сегодня вчерашние решения – нецелесообразно, неразумно и несправедливо.
25-30 лет назад фронт работ стражей порядка был совсем другим. Часто альтернативой получению предложенной взятки для полицейского была не возможность остаться честным человеком, а обоснованный страх за свою жизнь и жизни своих близких. Я не оправдываю тех, кто, возможно, сдался, а хочу напомнить о тех, кто отказался и все же остался при своей должности – в полиции, на границе, в таможне, армии – и спал не только при закрытых дверях и зарешеченных окнах, но и с пистолетом под подушкой. Так было.
Работа как призвание
Определенная подстраховка будущего – было как психологическим, так и чисто практическим признанием серьезности работы стражей порядка. Вопрос не касался напрямую репутации или низких зарплат, речь шла о стабильном заполнении штата, долгосрочном мотивировании, в сбалансированной взаимной договоренности между заказчиком работы, то есть людьми-народом-обществом-государством-чиновниками и исполнителем работы, то есть полицейским-пограничником-таможеником-спасателем-инспектором по охране окружающей среды-солдатом-миссионером.
Когда спецпенсии ввели, я был молодым, но опытным офицером полиции. Мы много обсуждали вопросы мотивации с коллегами, и уже тогда практически единогласно сошлись во мнении, что нельзя мотивировать желание служить деньгами, по крайней мере, это не первичный мотив. Точно так же, как деньгами никого не загонишь в балет или в научную лабораторию, не превратишь в лесника или моряка. Для этого, прежде всего, нужно призвание.
С течением жизни призвание может измениться. Но тот, кто делает для общества исключительно нужную работу, усердствует и подвергает свою жизнь опасности, а также надолго задерживается на своей должности, так что накопленный за годы опыт повышает качество работы как его самого, так и всего учреждения, должен иметь в дополнение к достойной зарплате и иное общественное признание.
Где же тут логика? С одной стороны, я согласен, что со временем спецпенсии исчезнут, а, с другой стороны, оправдываю их выплату. Да, это противоречиво: всегда будет оставаться определенное количество должностей, на которых люди рискуют. Плохое не обязательно должно произойти, и будем надеяться, что не произойдет, но если все же случится, цена слишком велика: здоровье или жизнь. Участвующие в миссиях солдаты, некоторые формы охраны общественного порядка и спасательная деятельность... Кто еще, в какой степени и так далее – это вопрос дальнейшего обсуждения.
Второй вопрос – выплата спецпенсий тем, кто хочет продолжать службу. И здесь вопрос в общей пользе, что даст сохранение одного или другого специалиста в своей области, по сравнению с тем, что опытному работнику придется в принудительном порядке искать себе новое применение. И тут нужно основательно подумать, на основании чего делать выбор, нужно ли и как вводить ступени для спецпенсий гражданских чиновников.
Топорная работа нанесет ущерб
Подводя итог, можно сказать следующее. Система спецпенсий 25-летней давности устарела, изменились обстоятельства, повседневные риски уже далеко не те, что были в начале 90-х годов. С другой стороны, мир изменился и принес нам много такого, о чем раньше мы раньше и не слышали. Одни опасности сменились другими, вместо взломщика нашему обществу угрожает умный делец, отмывающий деньги, да таким способом, о котором многие даже не догадываются.
К счастью, стражу порядка больше не нужно спать с пистолетом под подушкой, но во многих домах есть подростки, к которым их постоянные спутники – гаджеты – обеспечивают доступ злоумышленников всех мастей! Во многом работа полицейского сегодня требует вместо силы и смелости – тонкого мышления и новейших знаний. Систему оплаты работы полицейского нельзя сравнить с той, что есть в соответствующих областях науки и развития, не говоря о возможностях работы и заработков специалистов в области ИТ в современном частном секторе. Поэтому нельзя со всей дури и сломя голову отправлять на свалку истории специфические методы работы, в том числе, спецпенсии.
Речь идет о сложной области деятельности, где топорная работа способна нанести большой ущерб и где в предвыборной лихорадке есть риск выплеснуть вместе с водой и ребенка. Поэтому я уверен, что решением в данном случае может быть плавный переход, улучшение и исправление необходимых моментов, а не откладывание проблемы на потом.