Cообщи

Обломки самолета рассказывают старую героическую историю (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Обломки самолета лежат на морском дне на глубине в сто метров.
Обломки самолета лежат на морском дне на глубине в сто метров. Фото: Jouni Polkko

Сбитые советские летчики семь дней дрейфовали в холодном и промозглом сентябрьском море, пока их не спасли, пишет Postimees.

В нескольких десятках километров на северо-запад от Хийумаа на морском дней лежит бомбардировщик времен Второй Мировой войны, история которого больше похожа на приключенческий роман.

Это не совсем обычно, чтобы упавший в море самолет находили в целостном виде и в настолько хорошем состоянии, что окружающие его фрагменты можно собрать воедино до самых мелких деталей. Какое-то время назад это и произошло.

Когда в начале 2016 года в интересах прокладки газовой трубы Nord Stream 2 исследовали морское дно, случайно была раскрыта тайна, которую Финский залив хранил в себе более 70 лет. 3D-фотографии показали, что прямо в устье залива на морском дней лежит что-то, очень сильно напоминающее корпус самолета.

Чтобы добиться ясности, Финский музей авиации пригласил международную группу Badewanne, состоящую из опытных водолазов.

Среди водолазов был и эстонец Ивар Теффнер (40). В будние дни он руководит работой центра морской охраны Департамента полиции и погранохраны, а в свободное время занимается техническим нырянием.

Имеющий 18-летний водолазный опыт Теффнер достиг того уровня, до которого в Эстонии доходят лишь единицы, и среди наших ближайших соседей таких немного. «Мы отправились с удовольствием (нырять к обломкам Х.М.). Это же так интересно!» –  сказал он.

Удивление в кабине

Обломки самолета времен Второй Мировой войны находятся на глубине в 100 метров: спуск на такую глубину под силу не каждому водолазу. Обычные любители погружаются на глубину до 40 метров, а чтобы опуститься ниже, необходим уже очень большой опыт и соответствующее обучение.

Понятно, что такое опасное дело требует основательной подготовительной работы. Вероятность того, что что-то пойдет наперекосяк, нужно свести к нулю еще до выхода из порта.

А погружение удалось: за четверть часа на дне сделали необходимые кадры и определили серийный номер самолета. Это позволило найти информацию в архивах.

Сам самолет носом зарылся в ил и на удивление очень хорошо сохранился. Но не только это было удивительным. «Было видно, что кокпит открыт. И аварийный рычаг находится в открытом положении, –  сказал Треффнер. – Это явно означало, что кто-то выбрался наружу, или, по крайней мере, попытался это сделать».

Так загадочные обломки стали еще более загадочными: действительно ли экипаж смог спастись? Как самолет вообще оказался на дне моря?

На помощь призвали Финский музей авиации и других знакомых, которые получили доступ к архивам, и пазл сложился. Ивар Треффенр рассказал, как развивались события 74 года назад.

История экипажа одного бомбардировщика

Сентябрь 1944 года был холодный и промозглый, но ситуация на Финском заливе, наоборот, была горячей, как огонь. Войска Красной армии приближались к Эстонии и немецким судам нужно было проходить через ад, чтобы добраться до своих, и вывезти их в безопасное место.

Война на тот момент шла уже несколько лет, и весь Финский залив был заминирован. Поскольку никто не знал, как обойти мины, и вероятность подорваться была очень большой, Советский Союз без особой надобности не разбазаривал свои морские силы. Корабли в безопасности стояли у причалов в Кронштадте, и основной упор делался на авиацию.

18 сентября с аэропорта под Ленинградом стартовала пара 51-го минно-торпедного авиационного полка Советского Союза. Она состояла из бомбардировщика под командованием Александра Богачева и второго самолета, Douglas A-20G.

В команду последнего входили пилот и командир экипажа Гусман Бикмеевич Мифтахудинов, штурман Глеб Михайлович Локатов и стрелок-радист Юрий Фролович Аксенов. Все трое были молодыми и зелеными. 22-летний Мифтахудинов попал на действующую службу три года назад, но летал он всего два месяца.

В тот же день после обеда на северо-западе от Хийумаа они заметили два немецких судна – отправленное для эвакуации людей из Таллинна транспортное судно Moltkefels и охранявший его минный тральщик M151.

Мифтахудинов снизился и в нескольких сотнях метров от судов выпустил по ним бомбы. Они пролетали как плоские камушки по поверхности воды на высоте в паре десятков метров. Атака для неопытного экипажа железной птицы оказалась полной катастрофой, поскольку ни в одно из судов они не попали. Зато их неудача дала фору немцам, которые в не промахнулись и сбили самолет Мифтахудинова. Он пролетел несколько десятков километров в сторону севера и сел на воду.

Самолет нашли случайно во время исследований для прокладки газопровода.
Самолет нашли случайно во время исследований для прокладки газопровода. Фото: Nord Stream 2

Удар был очень сильным, но все члены экипажа выжили. Мифтахудинов на какое-то время потерял сознание, но еще сильнее пострадал штурман Локалов, который сломал руку и получил другие травмы. Лучше всего дела обстояли у стрелка Аксенова, который первым выбрался из самолета, помог остальным и вместе с ними вытащил спасательный плот.

Но злоключения летчиков не закончились: плот, который должен был наполниться воздухом автоматически, но по каким-то причинам этого не сделал. Экипажу не оставалось ничего другого, как самостоятельно его надувать плот и ждать помощи.

Но помощь все не шла, поскольку, как уже упоминалось, территория была заминирована. Так что летчикам пришлось дрейфовать семь суток, пока финский патрульный катер не подобрал их в окрестностях Аландских островов. Ослабевшим военным оказали первую помощь и доставили их в Хельсинки, откуда они смогли вернуться на родину.

Через несколько месяцев Мифтахудинов снова был готов к полетам и взял курс на Гданьск. Новая атака показалась молодому пилоту вожделенным реваншем: бомбы достигли немецкого парохода, который навечно остался на морском дне. Но в том же бою сбили и сам бомбардировщик. Мифтахудинов и члены его экипажа погибли.

А управлявший вторым самолетом той пары Богачев позже был удостоен звания Героя Советского Союза.

Badewanne, состоящий из профессионалов своего дела

Водолазы Badewanne. Ивар Треффнер во втором ряду, второй справа.
Водолазы Badewanne. Ивар Треффнер во втором ряду, второй справа. Фото: Erakogu

Badewanne – это группа, состоящая из технических водолазов, которая работает уже два десятка лет. Сначала она состояла только из финнов, но со временем компания сильно изменилась. Появились шведы, немцы и даже один итальянец. Ивар Треффнер до сих пор остается единственным эстонцем, которого невероятно опытные водолазы приняли к себе. Он вообще был первым иностранцем, присоединившимся к группе.

За это время Badewanne обнаружили несколько до сих пор неизвестных обломков, провели основательное обследование и сфотографировали-сняли уже известные обломки. В 2012 году телеканал National Geographic показал снятый Badewanne материал про немецкую подлодку времен Второй Мировой войны.

Следующим летом есть план снова погрузиться на дно у Хийумаа, где во времена Первой Мировой войны погибли семь немецких судов. На данный момент найдены останки двух из них, но предполагаемые места гибели остальных тоже известны. Их планируют поискать.

«В Эстонии еще так много неисследованных мест. Я думаю, что в наших водах работы еще как минимум на сто лет»,- говорит Ивар Треффнер.

Почему группу назвали Badewanne? Так немцы во время войны называли Финский залив, поскольку он напоминал им ванну.

Бомбардировщик A-20G Boston

Произведенный в США на заводе Дуглас в Санта Монике бомбардировщик Douglas A20-G Boston в свое время был настоящим чудом техники – на нем первым была установлена двойная пушка Martini.

Сам самолет был 11 метров в длину и 18 метров в ширину.

Найденный на дне Финского залива экземпляр принадлежит к числу тех, которые были произведены с июля по сентябрь 1943 года. В ту же партию входили 300 самолетов.

После сборки самолеты через Аляску и Сибирь доставили в Москву, откуда они продолжили свой путь. Большая часть из них нашли свой конец во время войны.

Наверх