Тема миграционного соглашения внесла в показатели поддержки партий существенные коррективы и сдвинула прежде лидировавшую Партию реформ на второе место, пишет Postimees.
Центристы рулят, EKRE рвется вперед по головам, реформисты скисли (1)
Партия реформ, несколько месяцев возглавлявшая рейтинг партий, по сравнению с ноябрем утратила целых 6% рейтинга, в результате чего уступила лидерскую позицию Центристской партии. Округленно на 3% по сравнению с ноябрем сумели увеличить свой рейтинг и EKRE, и «Отечество», выясняется из заказанного Postimees исследования Kantar Emor.
Основной причиной провала реформистов оказалась неопределенность по вопросу о миграционном соглашении. Возжелав вынести максимальную политическую выгоду из правительственного кризиса, они сами попали в яму, которую рыли для Центристской партии, оказавшейся между конфликтующими лидером социал-демократов Евгением Осиновским и министром юстиции от “Отечества” Урмасом Рейнсалу.
Не желая помогать Центристской партии оставаться у власти, но не будучи в состоянии занять прямолинейную позицию по вопросу о миграционном соглашении, они разочаровали избирателей либеральных взглядов, которые не посчитали приемлемой поддержку миграционного соглашения вместе с условиями, выдвинутыми правительству. Лидер центристов премьер-министр Юри Ратас вопреки ожиданиям сумел удержать коалицию и добиться того, чтобы тема миграционного соглашения для широкой общественности затихла.
Эксперт Kantar Emor Айвар Воог считает, что Партии реформ аукнулось выпадение из дискуссии. «Партия попыталась одержать тактическую победу и не высказалась определенно, какие ценности она представляет, - считает политолог Тынис Саартс. – Вместо того, чтобы исходить из ценностей, реформисты попытались политический кризис максимально использовать в своих целях».
В широком плане не в пользу Партии реформ говорит неубедительное выступление в публичном пространстве: Кая Каллас кажется неуверенной и в дебатах отходит на второй план. “Позитивный эффект Каи Каллас на сегодняшний день испарился, - говорит Саартс. – У общественности возникло ясное понимание того, что Партия реформ не выиграет эти выборы. И ожидание поражения могло оказаться тем, что стало влиять на менее убежденного избирателя”.
Не только вина Каи Каллас
Было бы несправедливо винить в падении Партии реформ одну только Каю Каллас. Скорее, беда “белок” состоит в том, что сейчас в центре внимания находятся не те темы, в которых реформисты чувствуют себя как дома. “Сильной стороной Партии реформ были экономические вопросы, но они сейчас неприоритетны, - сказал Воог. – Сейчас в фокусе вопросы иммиграции”.
Мужчинам - EKRE, женщинам – центристов
Среди эстонцев Партия реформ все еще лидирует
Разрешив правительственный кризис, Ратас стал еще сильнее. “Объективная картина еще не показывает никакого провала, - сказал Саартс. – Никакой катастрофы не произошло. Но представление, что Эстонией может управлять только Партия реформ, разрушено”. Позитивный фон в экономике не позволяет “белкам” продемонстрировать свою компетенцию и серьезно и обоснованно упрекать правительство. Ни Воог, ни Саартс не верят, что кто-то на месте Каи Каллас сейчас смог бы лучше вывести партию из трудного положения. По словам Саартса, Кристен Михал на месте Каллас попытался бы направить “белок” в национал-консервативную нишу, но трудно оценить, удалось бы тем самым съесть “Отечество” и переманить голоса у EKRE.
Конъюнктура не в пользу “белок”
Партия реформ 17 лет была у власти и могла свободно формировать эстонскую политику. “Ни у кого не были так развязаны руки в течение столь длительного периода, - говорит Саартс. – Когда они теперь говорят, что будут поступать совершенно по-другому, это кажется неправдоподобным. Возникает вопрос: где были эти хорошие идеи, когда вы были у власти?” Таким образом трагизм положения Партии реформ во многом состоит в том, что долго находившиеся у власти партии в оппозиции не воспринимаются всерьез, конъюнктура не позволяет им использовать их сильные стороны, а новых пока не найдено. “Некоторые не зависящие от них факторы играют против Партии реформ. И очень сильные лидеры в нынешней ситуации попали бы впросак”, - подытоживает Саартс.
Самую популярную сейчас партию, Центристскую, поддерживает 25,9% опрошенных, Партию реформ – 23%. В ноябре рейтинг реформистов держался на уровне 29%. Поддержка Центристской партии по сравнению с прошлым месяцем выросла округленно на 1%.
EKRE идет на третьем месте с 20,3%. На четвертом - Социал-демократическая партия, рейтинг которой по сравнению с предшествующим месяцем несколько снизился: сейчас он составляет 9,2%, в ноябре – 10,7%. «Ээсти 200» занимает пятое место с 8,2% (в ноябре 8,5). Рейтинг «Отечества» составляет 7,8% (в ноябре 4,6%). Свободная партия по-прежнему не преодолевает избирательный порог, набрав 2% (в ноябре 2,4%). У Партии независимости – круглый ноль, как и у новичков – Партии богатства жизни и Народной воли. Суммарная поддержка правящей коалиции согласно последнему опросу составляет 42,9%. Свои предвыборные предпочтения не смогли озвучить 22,7%, ответы «затрудняюсь ответить» в рейтинге не учитываются.
Если рассматривать по возрастным группам, можно сказать, что молодого избирателя в возрасте 18-34 лет больше всего привлекает EKRE, которую поддерживают 22,3% респондентов. Среди избирателей в возрасте 35-49 лет наибольшей поддержкой пользуется Центристская партия, избиратели в возрасте 50-84 лет также предпочитают центристов.
Kantar Emor опросил 874 человека, имеющих право голоса, с 5 по 11 декабря в форме интервью по интернету.
EKRE снова на пике
Рейтинг EKRE на уровне 20% показывает, что временный спад удалось преодолеть: положение такое же хорошее, как летом.
В последний раз рейтинг EKRE превышал 20% в июле, когда он составлял 22%; в ноябре рейтинг партии держался на уровне 17%.
EKRE однозначно извлекла пользу из кризиса вокруг миграционного соглашения, и то, что на ее демонстрации побили баллотирующегося в рядах социал-демократов европарламентария Индрека Таранда, не нанесло партии ни малейшего ущерба. «Ей не повредило даже то, что ей досталось в СМИ как экстремистской и жестокой партии», - констатирует Айвар Воог.
Случайный избиратель Партии реформ, который не хочет, чтобы центристы оставались в правительстве, смотрит, скорее, в сторону EKRE, поскольку она критикует нынешнее правительство куда громче. «EKRE представляет недовольных политикой правительства лучше всего, - говорит Воог. – EKRE достаточно сильна, чтобы случайный избиратель пошел за ними». Так что никак нельзя утверждать, что выход политических дебатов на улицы и физическое насилие как-то повредили EKRE, скорее, наоборот.
“Отечество” оправилось
По сравнению с прошлым месяцем “Отечество” показало значительный рост: сейчас их рейтинг составляет 7,8% (в ноябре – 4,6%).
““Отечество” снова на виду, и их рискованный гамбит с миграционным соглашением по крайней мере поначалу принес им дивиденды, - констатирует Тынис Саартс. – Дальнейшее развитие покажет, было ли это временным явлением и смогут ли они держаться выше избирательного порога”.
За ростом “Отечества” однозначно стоит четкое выражение ценностей, близких избирателям партии, во время дискуссии о миграционном соглашении. Особенно ярко в ходе этого обсуждения выделялся министр юстиции от “Отечества” Урмас Рейнсалу, которого премьер-министру предложил уволить лидер социал-демократов Евгений Осиновский. Рейнсалу не подал в отставку, премьер-министр Юри Ратас тоже не стал освобождать его от должности, правительство удержалось. А “Отечество” продемонстрировало свое единство в вопросе о миграционном соглашении и стеной стало за Рейнсалу. “Отечество” может получить голоса тех случайных избирателей Партии реформ, по мнению которых, риторика EKRE слишком примитивна, а представляемый ими национализм слишком заборист. Но до выборов еще около трех месяцев.