Перемещение денег, заработанных преступным путем, обходится дорого

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Киберпреступление.
Киберпреступление. Фото: KACPER PEMPEL / REUTERS / Scanpix

В этом году в производстве Пыхьяской префектуры было около 40 уголовных дел, согласно которым люди помогали переводить и скрывать деньги, заработанные преступным путем. Такие «дела на пару кликов» являются преступлениями первой степени тяжести, за которые можно получить до десяти лет лишения свободы, пишет Postimees.

После совершения преступления, мошенник сталкивается с проблемой: деньги выманены, но для их использования придется придумать новую преступную схему.

Возьмем, например, BEC-схему (business email compromise), при которой преступник хорошо осведомлен о жизни одного известного и уважаемого предприятия. Он крадет идентитет его руководителя, создав контактные данные с правильным адресом электронной почты и номером телефона. Затем, отстранив настоящего начальника, он берет управление фирмой в свои руки и говорит, что хочет провернуть некую сделку. Переговоры подделываются, заключается договор, и фирма оказывается на крючке.

Теперь преступнику остается только дождаться денег или продукции, по поводу которой заключили договор. Но для перевода денег преступник не хочет давать свой настоящий банковский счет, поскольку если мошенничество вскроется, это будет первым, что проверит полиция. Поэтому злоумыленник использует посредников, или танкистов, которые за небольшую сумму соглашаются перевести деньги на свой счет, а затем передают их дальше.

Деньги обходным путем

В итоге сумма переходит с одного счета на другой, пока не окажется, что пункт назначения невозможно или крайне сложно определить.

Таким образом, посредник становится человеком, который отмывает деньги. По словам руководителя службы по борьбе с мошенничествами и киберпреступлениями криминального бюро Пыхьяской префектуры Ханнеса Кельта, в любом случае речь идет о молодых, – 20-40-летних людях – у которых нет регулярного дохода и которые испытывают финансовые трудности: «Биография танкиста может быть чистой, но чаще всего он имеет контакты в преступном сообществе». В этом году в Пыхьяской префектуре было возбуждено чуть меньше 40 уголовных дел, связанных с перемещением денег, полученных преступным путем. А посредников было поймано даже больше сорока.

«Размер перемещаемых сумм зависит от предварительного преступления, но у нас в производстве проходили, например, суммы более 600 000 евро», – сказал Кельт. Плата за услугу при перемещении денег, по словам Кельта, составляет около 10 процентов, но это не означает, что посредник оставляет все эти деньги себе. В Эстонии, например, была разоблачена шайка из шести человек, которая связывалась с действующими за границей преступниками, чтобы, по сути, предложить им услугу по отмыванию денег. В подчинении этой шайки находилоась пара десятков посредников, которые получали за перевод денег по несколько тысяч евро. Остальную плату за услуги клали себе в карман эти шестеро.

«Скорее всего, посредникам вешали лапшу на уши, мол, положить деньги к себе на счет они не могут, поскольку судебные исполнители дышат в затылок и сразу все заберут», – объяснил Кельт. Танкистам отдают распоряжение перевести деньги за границу, например, на счет какой-то скрытой фирмы: «Стран много. А поскольку у посредников нестабильный доход, они соглашаются с планом за небольшое вознаграждение».

Что несет с собой такое перемещение денег? «Отмывание денег является преступлением первой степени тяжести, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет».

Поскольку банковский счет танкиста в любом случае оказывается первым, на который переводят деньги потерпевшего в предварительном преступлении, то вероятность быть пойманным, по словам Кельта, велика: «Кроме того, люди, которым предъявлялось подозрение в отмывании денег, не всегда отдавали себе отчет в том, что если обычно через банковский счет у них проходило 100 евро в месяц и вдруг там оказываются 100 000 евро из чужой страны, это вызовет подозрение как в банке, так и в полиции».

Непонятое преступление

Самая большая проблема, по словам Кельта, заключается в том, что посредники не понимают всей серьезности преступления: «Даже если они понимают, что перемещают деньги, полученные преступным путем, они считают, что сами они никак не связаны с предварительным преступлением. Это ошибочное мнение, мол, я просто человек, который сделал пару кликов в интернет-банке, я же не совершал преступления или мошенничества».

В действительности перемещающий деньги занимает очень важное место в преступной сети: «Преступник не сможет использовать средства, полученные преступным путем, если кто-то не согласится провести их через свой счет. А если не будет возможности самому использовать полученные деньги, не будет и смысла совершать преступления. Таким образом, тот, кто предоставляет свой счет или переводит деньги – очень важное звено».

Отмывание денег для обычного человека – это преступление, которое чаще всего связывают со схемами, происходящими в верхах банков и иных финансовых учреждений: «В действительности же отмыванием денег является уже когда Мати крадет у соседа автомобиль, продает его в Латвии и отправляет деньги на чужой счет, с которого они возвращаются к Мати. Таким образом, предоставивший счет и переместивший деньги стал участником отмывания денег».

На вопрос, создал ли скандал, связанный с отмыванием денег в Danske, у иностранных преступников ощущение, что Эстония – это удачное место для отмывания грязных денег на счетах частных лиц, Кельт ответит, что он в этом не уверен: «Некоторые преступники, конечно, нашли в Эстонии непыльную работенку, то есть контакты с теми, кто совершает предварительное преступление за границей, например, киберпреступниками, и начали предлагать им свои услуги. Но в результате работы этого года мы задержали несколько человек, поэтому количество эпизодов отмывания денег во второй половине года стало расти медленнее».

Не все то золото, что блестит

Вербовка посредников можно происходить и очень тонко. Например, по словам Кельта, в этом году в Эстонии были случаи, когда людей вербовали через объявления о работе. «Хочешь работать из дома? Хочешь получать нетто-зарплату в 3000 евро?» Мы все видели объявления аналогичного содержания. А через них могут искать танкистов. «Людям предлагается работа, например, по обслуживанию клиентов, затем у них просят данные банковского счета, на который будут переводить зарплату. После этого фирма „случайно“ переводит какую-то сумму, например, 20 000 евро, и приносит извинения, говорит, что в действительности деньги предназначались бизнес-партнеру, и они просто ошиблись.

Человека просят, чтобы он сам перевел деньги на другой счет. А в действительности это было перемещением средств, полученных преступным путем», – объяснил Кельт суть схемы. Жертвами такой вербовки, по его словам, чаще всего становятся студенты, которые не могут работать с полной занятостью, или родители маленьких детей, которые сидят дома.

Больше всего шокирует то обстоятельство, что часто для собственной защиты оказывается недостаточно проверить репутацию фирмы, в которую человек устраивается на работу. Кельт привел в пример американских коллег: «У них был случай, когда киберпреступник получил доступ к аккаунтам фирмы, законно публикующей объявления о работе, и разместил там свое объявление. Было выявлено огромное количество танкистов, которые считали, что работают в подчинении у законопослушной фирмы».

Кельт подчеркнул, что нужно быть крайне критическими по отношению к фирмам и людям, которым вы передаете свои данные: «Также нужно задать себе вопрос, как часто какие-нибудь фирмы переводили вам на счет 20 000 евро раньше. Такого не происходит. Особенно, если потом просят перевести деньги на счет какого-то третьего лица. Критически нужно подойти и к вопросу о том, отвечает ли суть работы обещанной зарплате? Если вам предлагают 3000 евро за то, что вы пару часов посидите у компьютера, правильно ли это? Не все золото, что блестит».

Техника, купленная по краденным кредиткам, осела в Эстонии

В Пыхьяской префектуры было возбуждено около 40 уголовных дел в отношении танкистов. Один из примеров обвинения в отмывании денег, попавших в суд, - когда действовавший в Эстонии человек А.П. с сообщником преобразовывал полученное преступным путем имущество, приобретал, владел им и использовал его, чтобы скрыть его незаконное происхождение и помочь преступникам.

А именно, в Германии было совершено кибермошенничество, в ходе которого по краденым кредиткам в интернет-магазине была куплена техника, а товар отправили в Эстонию разным людям. Всего в Эстонию прибыло как минимум 656 посылок.

В Эстонии А.П. с сообщником забирали посылки в почтовых отделениях, используя поддельные документы, и распродавали их на разных форумах и порталах продаж: okidoki, forum.pistik.com, Eestifoto.ee и eBay. Криминальный доход составил как минимум 273 893,59 евро и 5801,83 долларов, плюс еще 24 251 евро. В посылках, главным образом, была техника: камеры GoPro, планшеты и телефоны iPhone.

Обоих признали виновными в совершении преступления по статье 394 Пенитенциарного кодекса, то есть в отмывании денег.

Комментарии
Copy
Наверх