Предки-эстонцы недавно ушедшей из жизни российской правозащитницы Людмилы Алексеевой были среди первых переселенцев из Эстонии в Крым по призыву ставшего известным благодаря Эдуарду Вильде пророка Мальтсвета, пишет Postimees.
Корни известной российской правозащитницы ведут в Ярвамаа (4)
Бабушка-эстонка Алексеевой происходила из семьи хуторянина, которая в середине 19 века переехала из Ярвамаа в Крым. Через нее у правозащитницы даже были родственные связи с одним из министров правительства Эстонии в изгнании.
«Бабушка рассказывала, что еще ее дед переехал в Крым из Эстонии. Они были простыми хуторянами, – рассказала Людмила Алексеева в нашем последнем интервью, записанном летом 2013 года в ее московской квартире на Старом Арбате. – До 18 лет моя мать не говорила по-русски».
По словам Алексеевой, ее бабушку звали Аннета-Мариэтта Розалия Зинберг, а ее прадед носил имя Яан. Однако правнучка не уверена в правильном написании бабушкиной фамилии: «Она никогда не писала этого имени, только говорила. Мне запомнилось, что оно было Зинберг».
Насколько Алексеева знала, в молодости ее бабушка-эстонка, родившаяся в 1886 году, жила с родителями в крымской Джурчи, которая была там известна как эстонская деревня.
Среди первых крымских переселенцев
Postimees попросил исследователей истории крымских и кавказских эстонцев Хельдин Аллик, Леэни Лангебраун и Андреса Аула выяснить по этим данным, потомком какой семьи переселенцев была Людмила Алексеева.
Все они, на основании сохранившихся в Эстонии и в Крыму церковных книг, пришли к выводу, что Людмила Алексеева является потомком Тоомаса и Юулы Зинберг, переехавших в Крым в 1981 году из мызной волости Агери прихода Ярва-Мадизе (деревня Агери находится между Роосна-Аллику и Аравере). «Речь явно идет о мальтсветсцах, первых крымских переселенцах», – сказала Леэни Лангебраун.
Мальтсветсцами называют членов религиозного движения, возникшего в середине 19 века в Эстонии, которым руководил Юхан Лейнберг, который был известен среди людей, как пророк Мальтсвет. Лейнберг пропагандировал среди своих братьев по вере Крым как землю обетованную и призывал эстонских хуторян переселяться туда. В это же время в Крыму появилось много свободной земли, поскольку после Крымской кампании многие татары переселились в Турцию. Переселение поддержал и российский император, и весной 1862 года первые эстонцы обрели там свой новый дом. Среди прочих был и будущий прадед Людмилы Алексеевой с родителями.
Они поселились в деревне Джурчи, которая сейчас носит название Первомайское. И сегодня там живут потомки эстонцев, но в конце 19 века это была одна из двух крупнейших эстонских деревень в Крыму, в которой проживало несколько сотен переселенцев, преимущественно из Ярвамаа. В деревне говорили на эстонском, была там и своя эстонская школа. «Бабушка всегда говорила со своими братом и сестрами только на эстонском языке», – вспоминала Людмила Алексеева.
В 19 лет бабушка вышла замуж за украинца, и молодая семья переехала в Джанкой на севере Крыма. Людмила Алексеева тоже родилась в Крыму, в Евпатории, в 1927 году, но ее родители вскоре переехали в Москву. На помощь для воспитания маленькой Людмилы позвали и бабушку из Крыма, которая растила ее «в лютеранской вере», что оказало влияния на всю ее жизнь, как любила говорить одна из самых известных правозащитниц России.
Вырастила бабушка
«Бабушка заботилась обо мне, чтобы мама, которая была кандидатом физико-математических наук, могла учиться, – рассказывала Людмила Алексеева. – Эстонскому языку меня, к сожалению, не учили, но какие-то выражения бабушка в шутку говорила». 86-летняя Алексеева смогла вспомнить два выражения на эстонском: «хлыста хочешь» и «молока хочешь» (эст. «piitsa tahad» и «piima tahad»). «Я часто путала эти молоко и хлыст, и это ее веселило. «Аа, ты хлыста хочешь?» - спрашивала она, и тогда я понимала и говорила: «Нет-нет, молока, я хочу молока!» - рассказывала Алексеева, улыбаясь. – Больше я не знаю ничего».
По списку крымских эстонцев, составленному Самуэлем Соммером в 1919 году, в деревне Джурчи тогда жило несколько человек по фамилии Зинберг, все они, похоже, являлись друг другу родственниками. Жили Зинберги и в Евпатории, где родилась Людмила Алексеева.
По базе данных родовых древ Geni.com, через своего дядю по бабушке Виллема Людмила Алексеева являлась родственницей жившего в Швеции министра дорог и экономики правительства Эстонии в изгнании Михкеля Матисена. Правовым преемником независимости Эстонии правительство в изгнании являлось в период 1941-1991 годов, когда Эстония была аннексирована Советским Союзом. Умерший 15 лет назад Михкель Матисен был правнуком дяди бабушки Людмилы Алексеевой.
Правда и только правда!
«Нужно говорить правду, не думать о том, какое впечатление это вызовет», – было самым важными посланием Людмилы Алексеевой, высказанным в нашем последнем с ней интервью в 2013 году.
Но также важно для меня и ее второе наставление: «Нужно обязательно бороться за свои права, но, делая это, не нужно конфликтовать, поскольку это не принесет результата».
Людмила Михайловна всегда всех пленяла своим хорошим настроением и оптимизмом, что явно и помогло ей так долго делать свою работу.
«Было бы неправильно сказать, что ничего не изменилось по сравнению с временами Советского Союза. Например, Эстония – независимая страна! То, что Эстония свободна и является членом Европейского союза, это уже достижение»,– сказала Алексеева мне пять лет назад.
«Вы можете взять у меня интервью и после опубликовать то, что я сказала, и я сомневаюсь, что меня за это арестуют. Изменения, конечно, происходят медленнее, чем нам хотелось бы, но нужно сравнивать дальше: все изменения зависят от того, как мы сами себя ведем! Какое-то время они (власти России – Я.П.) еще будут пытаться закручивать гайки, но потом поймут, что это больше не работает, прекратят и пойдут на уступки обществу».
Одна из известнейших диссиденток России
Имеющая образование археолога Людмила Алексеева примкнула к движению советских диссидентов в 1960-е годы. В 1968-1072 годы она издавала первую подпольную газету «Хроника текущих событий», которая разоблачала нарушения прав человека в СССР.
В 1976 году Алексеева с единомышленниками учредили в Москве так называемую Хельсинкскую группу, которая следила за ситуацией с правами человека в СССР.
В 1977 году Алексеева была вынуждена эмигрировать из Советского Союза. Она переехала с семьей в США, где продолжила правозащитную деятельность и работала на радиостанциях «Свободная Европа» и «Голос Америки».
После развала Советского Союза Алексеева вернулась в Россию и стала одним из активнейших критиков Кремля.
Источник: Фонд открытой Эстонии