То, насколько у нас все хорошо, по мнению Эаметса, лучшее всего можно понять, если на какое-то время уехать из Эстонии. Живя в Эстонии, не особенно можно почувствовать изменение доходов, поскольку жизнь также дорожает: «Но если 20 лет назад человек не мог себе позволить ничего особенного купить в Стокгольме или в Хельсинки, поскольку уровень цен был выше разумных пределов, то теперь пиво в Финляндии, предположительно, даже дешевле, чем в Таллинне». И Эаметс ссылается на уровень счастья, согласно которому мы занимаем 63-е место, латыши – 53-е, а литовцы – 50-е. Первую тройку составляют Финляндия, Норвегия и Дания: «Те, кто формирует политику, до выборов должны подумать о том, как сделать жителей Эстонии не только богаче, но и счастливее».
Что нужно делать?
Политолог Михкель Солвак приводит в пример, что у нас очень большой потенциал для развития в плане повышения уровня безопасности общества: снизить риск потерять здоровье, стать жертвой преступления или пострадать в пожаре, на долгое время стать безработным. Поскольку эстонская социальная и медицинская система солидарна, то мы сообща оплачиваем долгосрочный ущерб от реализации этих рисков.
По данным Спасательного департамента, среднестатистическим погибшим при пожаре в Эстонии является 62-летний мужчина, который находится на пенсии по старости или по инвалидности, у которого есть проблемы с алкоголем, и который нуждается в посторонней помощи в быту, привел пример Солвак. Реагирование на происшествие, ликвидацию ущерба и лечение повреждений оплачиваем мы все вместе. Лучшей профилактикой, по оценке Солвака, была бы ликвидация всех тех социальных проблем, последствия которых мы ликвидируем – поскольку причины пожаров чаще всего имеют социальные корни. Ключевым вопросом тут, как считает он, является снижение риска бедности, поскольку, чем беднее человек, тем вероятнее у него проблемы со здоровьем, шанс стать жертвой преступления или совершить его, погибнуть в огне. Также важно бесплатное и очень качественное образование, которое позволяет каждому лучше отвечать за свое будущее: «В солидарном обществе очень дорого содержать бедность».
По словам эксперта Центра мониторинга развития Мари Релль, то, насколько хорошо в ближайшем будущем у нас будут идти дела, главным образом, зависит от ситуации на предприятиях и того, насколько сбалансированно происходит распределение в социальной защите: эстонская система социальной защиты, прежде всего, финансируется из налогов на рабочую силу (на 79,4 процента, среднее по ЕС – 54 процента). «Пока в международной цепочке поставок мы еще выполняем функции с слишком маленькой дополнительной ценностью», - обратила Релль внимание на необходимость менять нынешние бизнес-модели.