Cообщи

Деньги в партии заносили пакетами. Их происхождение умалчивается (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эвелин Сепп говорит, что все тогдашние высокопоставленные работники Центристской партии должны были быть в курсе схем движения денег.
Эвелин Сепп говорит, что все тогдашние высокопоставленные работники Центристской партии должны были быть в курсе схем движения денег. Фото: Константин Седнев

Бывший высокопоставленный член Центристской партии Эвелин Сепп призналась, что в 2006 году приносила в свою партию пожертвования, о происхождении которых она ничего не знает. Это, по ее утверждению, делали тогда очень многие, но, кто именно, она не говорит, пишет Postimees.

Сами по себе откровения Сепп в передаче ETV «Очевидец» бомбой не являются. Летавшая в начале столетия в высших политических слоях Сепп еще в 2012 году на волне скандала, получившего название «Сильвергейт», говорила, что такого рода скрытое финансирование -  обычная практика для партий.

Но тогда Сепп не останавливалась на себе и не говорила о своей роли в так называемой практике. О предположительном черном финансировании Центристской партии прежде говорил и другой центрист – Тармо Лаузинг.

По прошествии более десяти лет Сепп, по ее словам, деталей не помнит. Также она отказывается указывать пальцем на однопартийцев: «Я не намерена добавлять имена. Это всегда будет ситуация "слово против слова"».

Что касается периода, когда переводились упомянутые Сепп пожертвования, то есть времени перед парламентскими выборами 2007 года, не остается сомнений, что с точки зрения денежных подношений это действительно было время бума.

Бизнесмен: мои пожертвования были чистыми

Глядя на список членов партии и других спонсоров, невозможно сделать выводы по поводу сути пожертвования или его происхождения. Если просмотреть пожертвования того времени в размере 10 000, 15 000, 20 000 крон и далее, то после предпринимателя Юрия Шеховцова, самый большой вклад внес давний член Центристской партии, предприниматель Тоомас Сепп. Вчера он сказал, что его пожертвования были чистыми и шли только из его кармана.

И опытный политик Ааду Муст отрицал вчера скрытые пожертвования. Входивший перед выборами 2007 года в правление Центристской партии Муст сказал, что сделать пожертвование в размере 160 000 евро его заставила мораль: «Это, по сути, небольшая часть от моего дохода».

Откровенно рассказавшие о деньгах в пакетах Сепп и Лаузинг, по оценке Муста, просто слишком преувеличивают: «Да, в то время происходили интересные вещи, и свистопляска тогда происходила во многих партиях, но и собственных пожертвований делали больше».

Занимавшая тогда, больше десяти лет назад, пост генерального секретаря Центристской партии Кадри Симсон заверила вчера, что жертвовала партии только личные деньги: «Я предполагала, что так поступают и другие жертвователи».

Симсон добавила, что начиная с 2005 года, в устав Центристской партии внесено требование о так называемом ступенчатом членском взносе, который предусматривает, что депутаты парламента и министры платят больший взнос, то есть семь процентов от своей брутто-зарплаты. Это, по ее словам, объясняет регулярные пожертвования тогдашних крупных политиков.

Нынешний премьер-министр Юри Ратас в 2006 году тоже пожертвовал партии около 40 000 крон. Эта сумма почти в полтора раза больше его тогдашней месячной зарплаты. Ратас сказал вчера, что деньги он получил в виде зарплаты.

«Я действительно ничего не знал об этих делах, не знаю и сегодня, я не был к этому причастен и сам ничего не приносил. Если кто-то это делал, то, как мне кажется, он должен рассказать об этом правоохранительным органам», - сказал Ратас.

Вельман ничего не помнит                     

Также выделяющийся значительными пожертвованиями политик Владимир Вельман сказал, что в начале 2000-х годов занимались разными трюками, и полностью чистыми, по его словам, были лишь единичные партии. Но услышав, что по официальным данным он является одним из самых крупных жертвователей, Вельман потерял память.

«Я, честное слово, не помню, чтобы что-то такое было. Я даже не помню, где я тогда работал, я не помню, чтобы такие крупные суммы когда-то вообще были на моем банковском счету», - сказал Вельман.

Среди жертвователей-партийцев в глаза бросается и Прийт Тообал, который в первые три месяца 2007 года сделал партии несколько крупных пожертвований - пять переводов с января по март, три из которых были свыше 10 000 крон.

Самый сладкий подарок партии в размере 25 500 крон он преподнес партии за полтора месяца до выборов. После впечатляющей гонки пожертвований во второй половине 2007 года Тообал стал генеральным секретарем, задачей которого стало отвечать за финансовые дела партии.

По странному стечению обстоятельств, в последующие три года, занимая денежную должность, Тообал не пожертвовал практически ничего.

Эвелин Сепп: нужно было оплачивать счета и воевать с конкурентами

Покинувшая в 2014 году Центристскую партию Эвелин Сепп говорит, что доставка денег сомнительного происхождения в партийную кассу в 2000-х годах была настолько обычным делом, что никого это не смущало.

- Тогда был определенный круг людей, задачей которых было поставлять деньги в партийную кассу?

- Это можно назвать и так, но я не помню всех случаев и всех людей. Кроме того, это невозможно доказать. Скорее нужно просто признать, да, такие вещи были, и возвращаться к этому глупо.

- Помните ли вы, сколько раз вы таким образом «жертвовали» деньги?

- Естественно, не помню! Такая практика длилась годами.

- Как, по вашему мнению, финансировали кампании и легализовывали деньги? Вы знали, откуда эти деньги пришли?

- Конечно, нет.

- Вы об этом спрашивали или была такая практика, что об этом не спрашивали?

- Конечно, не спрашивала. И об этом не говорили.

- Сколько человек в партии входили в этот круг?

- Я думаю, что никто из помощников председателя партии, работников бюро или важных членов фракции не мог находиться за пределами этого круга. Это просто нереально.

- Откуда поступали направляющие сигналы: от генерального секретаря, председателя партии или кого-то третьего?

- Трудно сказать. Все понимают, что если есть проблема, то проблему нужно решать. Для решения есть разные способы: законные и незаконные, прозрачные и менее прозрачные. Если у партии есть проблема, то ее нужно решать, и все помогают в пределах разумного.

- Вас совесть не мучила?

- Нет. Нужно же было оплачивать счета и воевать с конкурентами. Часть жертвователей не могли делать это открыто. Но у того, что такие приемы тогда использовали, были свои объективные причины. Не того чтобы это как-то делало все это легитимным.

- Это по большей части были крупнейшие предприниматели Эстонии?

- Это весьма вероятно.

- Как это все же выглядело? Эти деньги поступали наличными?

- Конечно, часть денег поступала наличными, поскольку их раздавали на руки, чтобы люди делали пожертвования.

- Вам, например, говорили – придите во столько-то, получите пакет денег, которые нужно будет положить на счет и перевести партии?

- Я это так точно уже не помню.

Наверх