«Я, честное слово, не помню, чтобы что-то такое было. Я даже не помню, где я тогда работал, я не помню, чтобы такие крупные суммы когда-то вообще были на моем банковском счету», - сказал Вельман.
Среди жертвователей-партийцев в глаза бросается и Прийт Тообал, который в первые три месяца 2007 года сделал партии несколько крупных пожертвований - пять переводов с января по март, три из которых были свыше 10 000 крон.
Самый сладкий подарок партии в размере 25 500 крон он преподнес партии за полтора месяца до выборов. После впечатляющей гонки пожертвований во второй половине 2007 года Тообал стал генеральным секретарем, задачей которого стало отвечать за финансовые дела партии.
По странному стечению обстоятельств, в последующие три года, занимая денежную должность, Тообал не пожертвовал практически ничего.
Эвелин Сепп: нужно было оплачивать счета и воевать с конкурентами
Покинувшая в 2014 году Центристскую партию Эвелин Сепп говорит, что доставка денег сомнительного происхождения в партийную кассу в 2000-х годах была настолько обычным делом, что никого это не смущало.
- Тогда был определенный круг людей, задачей которых было поставлять деньги в партийную кассу?
- Это можно назвать и так, но я не помню всех случаев и всех людей. Кроме того, это невозможно доказать. Скорее нужно просто признать, да, такие вещи были, и возвращаться к этому глупо.
- Помните ли вы, сколько раз вы таким образом «жертвовали» деньги?
- Естественно, не помню! Такая практика длилась годами.
- Как, по вашему мнению, финансировали кампании и легализовывали деньги? Вы знали, откуда эти деньги пришли?
- Конечно, нет.
- Вы об этом спрашивали или была такая практика, что об этом не спрашивали?
- Конечно, не спрашивала. И об этом не говорили.
- Сколько человек в партии входили в этот круг?
- Я думаю, что никто из помощников председателя партии, работников бюро или важных членов фракции не мог находиться за пределами этого круга. Это просто нереально.
- Откуда поступали направляющие сигналы: от генерального секретаря, председателя партии или кого-то третьего?
- Трудно сказать. Все понимают, что если есть проблема, то проблему нужно решать. Для решения есть разные способы: законные и незаконные, прозрачные и менее прозрачные. Если у партии есть проблема, то ее нужно решать, и все помогают в пределах разумного.
- Вас совесть не мучила?
- Нет. Нужно же было оплачивать счета и воевать с конкурентами. Часть жертвователей не могли делать это открыто. Но у того, что такие приемы тогда использовали, были свои объективные причины. Не того чтобы это как-то делало все это легитимным.
- Это по большей части были крупнейшие предприниматели Эстонии?
- Это весьма вероятно.
- Как это все же выглядело? Эти деньги поступали наличными?
- Конечно, часть денег поступала наличными, поскольку их раздавали на руки, чтобы люди делали пожертвования.
- Вам, например, говорили – придите во столько-то, получите пакет денег, которые нужно будет положить на счет и перевести партии?
- Я это так точно уже не помню.