На сегодняшнем заседании правительство приняло решение выделить 1 миллион евро на принудительное отчуждение территории второго Северо-Кивиылиского сланцевого карьера в интересах Кивиылиского химического производства, входящего в Alexela grupp.
Правительство принудительно отчуждает территорию карьера в пользу Alexela
Министр финансов Тоомас Тынисте предложил правительству выделить из резерва Министерству экономики и коммуникаций 940 000 евро и Министерству окружающей среды – 60 000 евро на покрытие расходов, связанных с приобретением прав пользования и участков недвижимости, расположенных на территории отвалов второго сланцевого карьера в Кивиыли.
Правительство обсудило этот вопрос и приняло его в предоставленном виде, сообщила пресс-служба правительства.
Вопрос принудительного отчуждения кабмин должен был обсуждать еще на прошлой неделе, однако министр экономики и инфраструктуры Кадри Симсон до воскресенья находилась в отпуске, в связи с чем решение было отложено.
Принадлежавшее на тот момент момент Тоомасу и Райво Тамму Kiviõli Keemiatööstuse OÜ подало ходатайство о принудительном отчуждении 11 ноября 2009 года. Alexela приобрела фирму целиком в 2014 году.
В 2017 году активный запас во втором карьере составлял 13,8 миллиона тонн, из которых на территории с правом использования недр находятся 5,8 миллиона. Остальное находится на спорных участках, где величина сланцевых запасов составляет около 8,5 миллиона тонн, из которых 8 миллионов тонн доступны для добычи.
Собственником земель является принадлежащее Николаю Рейсманну N.R. Energy. По словам члена правления фирмы Ахто Тислера, они были согласны продать участок за 5 миллионов евро. Ранее N.R. Energy искало возможность самостоятельно добывать сланец. Одной из причин спора стал вопрос о том, влияет ли на стоимость земли и насколько наличие находящихся там полезных ископаемых.
«Сланец, как и другие природные ресурсы, согласно Конституции является национальным богатством. В то же время, без сомнения, сланец, находящийся в недрах земли, несомненно влияет на стоимость участков недвижимости, и у одной зарабатывающей прибыль коммерческой фирмы есть большой интерес к данным участкам», - заметил Тислер.