Умер исследователь крымских эстонцев Леонгард Салман

Яанус Пийрсалу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Леонгард Салман у себя дома в Симферополе в ноябре 2017 года.
Леонгард Салман у себя дома в Симферополе в ноябре 2017 года. Фото: LIIS TREIMANN / PM/SCANPIX BALTICS

Вчера в Симферополе в Крыму в возрасте 87 лет скончался исследователь истории местной эстонской общины Леонгард Салман (27.08 1931 - 09.01 2019). В начале 1990-х годов Салман был также одним из основателей Общества крымских эстонцев, пишет Postimees.

Работой всей жизни Салмана были книги о некогда существовавших эстонских деревнях Крыма, которые возникли в 1860-х годах. Сам он успел увидеть выход в свет четырех своих работ: об эстонских деревнях Самруки, Сырт-Каракчора, Конче-Шавва и Учкую-Тархан. Публикации ожидает еще книга о деревнях Джурчи и Кият-Орка.

Следует отметить, что в отличие от кавказских крымские эстонские деревни носили местные названия, поскольку местные власти не разрешили перевести крымско-татарские слова на эстонский. Все книги Салмана вышли по-русски, но Общество крымских эстонцев не теряет надежду перевести их на эстонский язык.

В ходе написания книг Леонгард Салман проделал огромную работу в крымских архивах, где он переписал около 66 000 страниц различных документов. Причиной основательной исследовательской работы было то, что прапрапрадедушка Леонгарда Март Салман был в числе тех первопроходцев, которые в 1893 году основали деревню Конче-Шавва (сегодня последняя эстонская деревня в Крыму носит название Краснодарка).

Интерес к истории эстонцев в Крыму возник у Леонгарда уже в солидном возрасте, когда служивший в войсках ПВО в Средней Азии Салман ушел в отставку в звании подполковника и вернулся в Крым.

Как у пенсионера, у Леонгарда появилось много свободного времени, и он начал перелопачивать старые документы в архивах. Разыскивая родственников, он наткнулся и на данные других эстонцев, и их истории его заинтересовали. В какой-то момент он понял, что никто кроме него не запишет историю крымских эстонцев, и он начал этим углубленно заниматься.

Благодаря работе Салмана в архивах, сегодня весьма просто проследить развитие генеалогии крымских эстонцев до начала 1920-х годов. Все написано в его опубликованных и еще только готовящихся к печати книгах: кто из эстонцев в какой деревне жил, родился и умер. Уникальный материал.

В Эстонии для исследования архивов Леонгард Салман сотрудничал с много писавшим о крымских эстонцах Домом-Музеем Эдуарда Вильде, Музеем литературы и Национальным архивом. Министерство культуры Эстонии неоднократно награждало Леонгарда Салмана за его исследования.

Интересно еще и то, что сам Леонгард Салман родился не в Крыму. Его отец, конечно, был крымским эстонцем, но мать была родом из эстонской деревни Нурмекрунде, которая в понятии сегодняшней России располагается в Тверской области. Леонгард тоже родился в на сегодняшний день вымершей деревне Нурмекунде, но, когда ему было два года, родители переехали обратно в Крым.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх