Патовая ситуация усугубляется. Проблема решается только недемократическим путем?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Голосование по брекзиту вывело на улицы Лондона толпы демонстрантов.
Голосование по брекзиту вывело на улицы Лондона толпы демонстрантов. Фото: Frank Augstein / AP / Scanpix

На вчерашнем голосовании по выходу Великобритании из Евросоюза премьер-министра Терезу Мэй ждало удручающее поражение. За соглашение проголосовало всего 202 депутата, против - 432, то есть более двух третей членов нижней палаты парламента. Причем против договора помимо оппозиции проголосовали и 118 депутатов от консерваторов. Речь идет об одном из самых разгромных поражений правительства за всю историю британского парламентаризма.

В обычных условиях премьер-министр без долгих разговоров должен был бы подать в отставку. Но ситуация отнюдь не обычная, и Мэй не собирается подавать в отставку, а надеется в начале следующей недели, после консультации со всеми партиями и руководителями Евросоюза, представить парламенту новый план. Никто не знает, какой. Весьма маловероятно, что менее чем за неделю кто-то успеет внести в соглашение по Брекзиту какие-то существенные изменения. Европейские лидеры неоднократно заявляли, что надеяться на кардинально новое соглашение британцам не стоит.

Сегодня поздно вечером Мэй предстоит голосование по вотуму недоверия, которое еще вчера, сразу после того, как стали известны результаты голосования, инициировал лидер оппозиционной лейбористской партии Джереми Корбин. Независимо от его результатов по вопросу о Брекзите Великобритания уже оказалась в патовой ситуации, и хороших выходов из нее не видно. Ситуация более чем непредсказуемая, и сумятица может усугубиться, поскольку достигнуть какого бы то ни было разумного компромисса, кажется, практически невозможно.

Почему соглашение по Брекзиту провалилось в парламенте?

Несмотря на то, что поражение правительства было предсказуемым, его масштаб удивил всех, включая многих парламентариев, в том числе голосовавших против. Последних можно поделить на три группы.

Во-первых, те, кто хочет, чтобы Соединенное Королевство осталось в Евросоюзе. Напомним, что на референдуме два с половиной года назад за Брекзит проголосовало 52% тех, кто в нем участвовал, но, поскольку явка составила 72%, выход из Евросоюза, на самом деле, поддержали всего 36% британцев. За то, чтобы остаться в Евросоюзе, были и остаются Шотландия, Северная Ирландия, Лондон и другие крупнейшие города по всему Соединенному Королевству. А также большинство в бизнес-кругах, политическая элита и видные деятели культуры. То есть большая часть британской верхушки никогда не хотела Брекзита. Нечего удивляться, что весь процесс шел через пень-колоду и привел к нынешнему тупику.

Во-вторых, те, кто поддерживают Брекзит, но по мнению которых, нынешнее соглашение слишком сырое, не решает многих вопросов, и на неопределенное время оставляет Британию в петле Евросоюза. Соответственно соглашению, Великобритания и в дальнейшем будет вынуждена следовать многочисленным требованиям, введенным Брюсселем, хотя утратит право голоса в Евросоюзе. Это не совсем то, чего хотят сторонники Брекзита.

Проблемой стал и так называемый «backstop», то есть гарантия, что Лондон не введет пограничный контроль между Северной Ирландией и Ирландской Республикой. Это было категорическим требованием Дублина на переговорах. Прежде всего, это не по нраву северо-ирландским юнионистам, при поддержке десяти голосов которых правительство Мэй вообще держится. Но самая серьезная проблема в связи с новым соглашением – европейские лидеры неоднократно подчеркивали, что британцам нечего и надеяться на какое-то принципиально новое соглашение. Мессидж Брюсселя Лондону и британцам прост: соглашайтесь или нет.

Отмена Брекзита с помощью юридически корректного фокуса, но очевидно недемократическим путем стала бы водой на мельницы евроскептиков в Соединенном Королевстве и других европейских странах. На это, очевидно, не пойдут ни британские депутаты, ни брюссельские демократы. 

Третья часть голосовавших против, в первую очередь, лейбористы во главе с Джереми Корбином хотят, в первую очередь, свергнуть правительство и прийти к власти. Само по себе понятное желание, но все осложняет тот факт, что и Лейбористская партия расколота по вопросу о Брекзите. Глава партии Корбин с давних времен известен как евроскептик, зато большинство депутатов-лейбористов и их избиратели выступают за то, чтобы остаться в ЕС. Что сделал бы Корбин, если бы пришел к власти, - хороший вопрос. Ответа на него нет.

Помимо политической верхушки, расколот и находится в замешательстве британский народ. За нынешнее соглашение высказывается чуть более четверти жителей. Даже среди сторонников Брекзита соглашение поддерживают всего 30%. Из последних самая большая часть поддерживает выход без соглашения („no-deal Brexit»), однако и среди них этот вариант поддерживают менее половины. Среди всего населения таких еще меньше, и почти все аналитики предупреждают, что у выхода без договора могут быть катастрофические последствия (и какими могли бы быть его результаты?).

А дальше?

Какими бы ни оказались результаты вотума недоверия, кризис в связи с Брекзитом далеко не завершен, скорее, он углубляется. Хотя после такого тяжелого поражения можно было бы предположить, что с большой вероятностью это приведет к провозглашению выборов, на которых могут победить лейбористы. И те тори, которые голосовали против соглашения, сегодня могут проголосовать за Мэй, хотя бы из опасения потерять свой мандат.

Если Мэй останется у власти, она обещала в начале следующей недели представить новый план по Брекзиту. Она не уточнила, в чем он мог бы заключаться. Едва ли Брюссель согласится пойти на какие-либо существенные уступки Лондону.

Если Мэй будет вынесен вотум недоверия, в течение двух недель на основе нынешнего парламента может быть сформировано новое правительство. Если это не удастся, автоматически будут назначены выборы. Кто бы их ни выиграл и ни сформировал новое правительство, он окажется перед тем же разбитым корытом, что и Мэй. Назначенный на 29 марта выход Великобритании из Евросоюза может быть отложен. Это, конечно, потребует одобрения остальных 27 членов ЕС, но вероятно оно будет получено. Может быть объявлен новый референдум. Эта идея приобретает популярность, особенно в лагере противников Брекзита, и Лейбористская партия намекала на такую возможность. Но результаты референдума опять-таки будут непредсказуемы. Кроме того, организация повторного референдума для многих, особенно для сторонников Брекзита, будет очень дурно пахнуть: волю народа как будто проигнорируют.

Так или иначе, в долгосрочной перспективе у Соединенного Королевства есть три возможности. Смириться с нынешним соглашением, возможно, - после небольших косметических изменений. Но, как можно было увидеть вчера, этот вариант весьма непопулярен.

Выйти из союза без договора. Эта идея тоже непопулярна и в парламенте, и в народе. Ее поддерживают отъявленные брекзитеры, но против нее категорически выступает большинство бизнес-кругов, поскольку на какое-то время это вызвало бы большой хаос в экономике и многих других сферах (транспорт, передвижение людей и т.д.) Возможно, это не такой уж плохой план: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Возможно, британцы быстро оправились бы после кризиса. Но, очевидно, Лондон не осмелится на это пойти. Если же компромисс не будет достигнут, это может произойти просто автоматически.

Третья возможность – отказаться от Брекзита, остаться в Евросоюзе. Это предполагало бы, очевидно, проведение нового референдума, результаты которого, как уже было сказано, непредсказуемы, однако с формальной юридической точки зрения он и не нужен. Предыдущий референдум юридически ни к чему не обязывал. Силу закона его итоги приобрели лишь после того, как парламент (точнее, нижняя палата) в марте позапрошлого года запустил процесс выхода согласно 50-й статье Лиссабонского договора ЕС. Однако в декабре прошлого года Европейский суд решил, что парламент Великобритании имеет право в одностороннем порядке отменить это решение, тогда Брекзит мог бы не состояться, а юридически все было бы корректно.

Многие сторонники Брекзита опасаются, что именно на этом и играет верхушка Великобритании и Европы. Хотя вероятным я этот вариант все-таки не считаю, поскольку игнорирование воли народа вызвало бы бурю возмущения. В мае предстоят выборы в Европарламент. Отмена Брекзита с помощью юридически корректного фокуса, но очевидно недемократическим путем стала бы водой на мельницы евроскептиков в Соединенном Королевстве и других европейских странах. На это, очевидно, не пойдут ни британские депутаты, ни брюссельские демократы. Посмотрим, как они выкрутятся.

Комментарии
Copy
Наверх