Но какие бы предвыборные скандалы ни происходили – они в любом случае являются показателем наличия в стране политической жизни. Есть и другой фактор, о котором граждане Эстонии часто забывают, настолько он кажется естественным. Но для меня как гражданина России - это повод для белой зависти. Это здоровая политическая непредсказуемость, которая свойственна демократии.
Фактически этим было показано – Россией правит «царь», который не опускается до прямых дебатов с «холопами».
Какая именно партия победит на мартовских выборах, вряд ли кто-то сегодня решится предсказать точно. Еще предстоит полтора месяца предвыборной борьбы – и на дебатах возможны различные сюрпризы. Вполне может статься так, что те, кто считают себя лидерами, окажутся менее убедительными, чем аутсайдеры. Но для демократической страны это также в порядке вещей.
Вот чего решительно невозможно представить в Эстонии – это чтобы какая-то партия вдруг решила уклониться от предвыборных дебатов, сославшись на то, что она «занята реальным делом» и ей не до «пустых разговоров». Такое решение моментально обрушило бы ее рейтинг в глазах избирателей, и она бы вообще не прошла в парламент. Я привожу эту гипотетическую ситуацию для того, чтобы показать контраст с российской политической системой.
В России, в отличие от Эстонии, президентская форма правления. Однако «основной кандидат» на пост президента России вообще никогда не участвовал в теледебатах с оппонентами! Начиная с 1991 года, когда президентские выборы состоялись впервые, Борис Ельцин отказался от дискуссии в прямом эфире с другими пятью кандидатами, посчитав свою популярность превосходящей их всех. Ельцин тогда действительно был народным кумиром, но вот его отказ от прямых дебатов с оппонентами почему-то не насторожил демократов.