Неясность с выходом Великобритании из ЕС порождает много спекуляций на тему будущего Европы. Худшее для Эстонии впереди?
Тоом и Таранд о Брекзите: очереди как в 90-х, плата за роуминг и визовый режим станут реальностью (2)
В студию Rus.Postimees были приглашены депутаты Европарламента Индрек Таранд и Яна Тоом.
Фрагмент беседы:
– Что для жителей Эстонии будет означать вариант жесткого выхода Великобритании из ЕС?
Яна Тоом: – Жесткий Брекзит (выход Великобритании из ЕС без всяких сделок) – один из возможных сценариев дальнейшего развития событий. Советую всем вспомнить начало 90-х: например, очереди в Департамент гражданства и миграции. В Великобританции проживает 3 млн жителей ЕС. По соглашению с Евросоюзом, отвергнутому британским парламентом, права всех европейцев были защищены до конца переходного периода, то есть до конца 2020 года.
В случае жесткого Брекзита европейцы должны будут легализоваться в Великобритании заново – и далеко не в упрощенном порядке.
Я знаю не понаслышке, что эстонский чиновник и британский чиновник – это две большие разницы. И если в Эстонии в 90-х были длинные очереди, то в Великобритании будут очень длинные очереди.
Весьма вероятно, что вернется плата за роуминг, так как после выхода из ЕС Великобритания наверняка попытается отыграть потерянные деньги.
Очевидно, возникнет полная неразбериха с торговлей, британскими продуктами на эстонском рынке и наоборот. Не говоря уже о деньгах.
По нынешнему соглашению, Лондон должен был выполнить все свои финансовые обязательства, взятые на себя до 2020 года, а также довести до конца все незавершенные проекты. Например, это касается финансирования лагерей беженцев в Турции.
Индрек Таранд: – Не менее остро встанет вопрос хранения ядерных отходов, которые сейчас складируются в том числе и в Великобритании.
Кроме того, в случае продолжения неясности с выходом Великобритании из ЕС, Эстония может лишиться дополнительного 7-го евромандата, который отходил к нам по соглашению между ЕС и Великобританией.
При жестком брекзите понадобится юридический договор о безвизовом режиме между ЕС и Великобританией.
Соглашение о безвизовом режиме не может появиться на пустом месте, на его заключение уйдет немало времени. Если британцы не захотят оставаться в таможенном союзе, потребуется закрыть границу.
Яна Тоом: – Очень много осложнений возникнет по части правосудия. Например, в случае отъема ребенка граждан ЕС в Великобритании. Защита авторских прав также станет еще более сложной проблемой.
Большой открытый вопрос – защита данных. У британцев хранится огромное количество наших личных данных. Согласно договору, Великобритания должна была продолжить заниматься защитой личных данных по признанным в ЕС механизмам и после переходного периода – до тех пор, пока британцы не выработали бы собственную систему защиты данных европейцев.
После ухода из ЕС неизвестно, каким стандартам будет следовать Великобритания при обращении с личными данными европейцев.
Почему произошла вся эта ерунда? Да, собственно, потому что Тереза Мэй решила притвориться, что ирландского вопроса не существует.
– В чем могут измеряться потери для бюджета ЕС?
Яна Тоом: – Ни одна страна ЕС, согласно договору, в результате выхода Великобритании не должна получить меньше или заплатить больше. Как будут производиться расчеты, не очень понятно.
Ходят слухи, что одноразовая выплата составит 39 миллиардов евро и в дальнейшем - 12 миллиардов каждый год. Если британцы не заплатят, возникнет много осложнений. Для Эстонии это тоже важно, так как мы получаем деньги из бюджета ЕС.
Индрек Таранд: – Цифры названы абсолютно верные.
Отмечу, что в Европарламенте уже стоял вопрос о повышении членских взносов для стран ЕС с нынешнего 1% до 1,3% от ВВП, но Еврокомиссия и правительства стран ЕС с этим не согласились.
Если британцы уйдут, в европейском кассе не останется буфера, резерва на случай какого-нибудь банкротства. В таком случае придется заняться урезанием бюджета ЕС.
– Что будет с нашими студентами, которые сейчас учатся в Великобритании?
Яна Тоом: – В соглашении о выходе было сказано, что в течение двух переходных лет ничего не меняется, сохраняется статус студента. Дальше нужно будет регистрироваться по процедуре, разработанной в Великобритании, но согласованной с ЕС. Причем этот статус можно было бы менять со студента на работника и т.д.
Что касается жителей ЕС вообще, проживающих в Великобритании, то, по соглашению, они имели бы право привезти в страну своих родственников и легализовать их. Предполагалось, что это будет распространяться на всех членов семьи: детей, бабушек-прабабушек, внуков и правнуков, племянников, дядей и тётей. Что теперь будет – время покажет.
– Что могло бы стать в конечном итоге компромиссом?
Индрек Таранд: – Сейчас слово за британским парламентом. Им необходимо создать позитивное в отношении ЕС большинство среди парламентариев, иметь на руках какой-то план действий. Всё это понадобится при любом сценарии: будь то новый референдум, отсрочка до конца года или отзыв действия 50-й статьи, которая, согласно решению Европейского суда, означает, что необязательно выходить из ЕС. Но пока такого плана не обозначилось.
Смотрите повтор прямого эфира!
- Что для жителей Эстонии будет означать вариант жесткого выхода Великобритании из ЕС?
- Насколько вероятно возвращение визового режима для граждан Эстонии?
- Что будет с нашими согражданами и студентами, которые сейчас учатся в Великобритании?
- Возможны ли перебои с авиасообщением? Плата за роуминг снова вернется?
- В чем будут измеряться потери для бюджета ЕС?
- Насколько вероятен вариант повторного референдума? Будет ли Европа выставлять какие-либо условия Великобритании, чтобы предотвратить выход?
- Кому выгодна сложившаяся туманная ситуация?
- Может ли от Эстонии ускользнуть 7-й евромандат?
- Неудавшийся развод подстегнет или охладит евроскептиков?
Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia