HOBUJAMA! vs. APPI! SOS! (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Активисты дополнили провокационные плакаты.
Активисты дополнили провокационные плакаты. Фото: Aivar Pau

Во время Гражданской войны в Испании в 1930-х гг. республиканцы пытали франкистов экспериментальным искусством. Если учесть, что автор методики, художник Лауренсик, был впоследствии казнен теми, кто выжил, этот эксперимент можно обозначить как "искусство, убивающее и зрителей, и автора". Плакаты на Хобуяма, конечно, прямо никого не убили, точно так же, как и не являются явными произведениями искусства, однако, с точки зрения акционизма и проектного искусства - вполне эффективная акция с рассчитанной сменой кадров и заданным результатом через визуализацию, считает филолог, писатель и контрабандист Денис Поляков.

Искусство всегда было на службе у рекламы и PR. Это и быстрый способ монетизации объекта, созданного художником, и отличный пример проверки воздействия. В случае с плакатами от искусства мы имеем не только рассчитанную стратегию восприятия, но и более понятный и привычный прием: цвет. Именно красная окружность, в которой была размещена часть инфы про русских, стала яркой, отправной точкой для СМИ, той самой красной тряпкой, раздразнившей сначала журналюг, а потом и остальных.

Дальнейшее подключение художественного объекта в виде стикера с фрагментом работы Эви Пярн, где изображен поцелуй с языками-флагами Эстонии и РФ (сомнительная лично для меня символика, ставшая, тем не менее, популярной, благодаря личным знакомствам Эви, и, вероятно, благодаря актуальности данной темы в определенных кругах тусовщиков) - косвенно подтверждает родство данных изо-объектов (плакатов) с артефактами из сферы искусства. Однако не могу не отметить, что в случае с модерн-артом забывается об одном из важных для искусства требований - быть оригинальным, инновационным - особенно, если ты претендуешь на актуальность.

Использование флага чужого государства постоянно вызывает вопросы. Такие же, как в случае использования названия "русский" для обозначения деяний (зачастую преступных) "советского" времени.

И в этом смысле PR-идея о сепарации русских и эстонцев на трамвайной остановке с названием, звучащим почти как клич самурая - HOBUJAMA, выглядит не только провокационно, но и вполне свежо. Не исключаю, что партия-заказчик (название которой по иронии судьбы звучит как рифма только при сочетании эстонского и русского слов в названии - Ээсти-двести) может достигнуть на выборах того минимума, который позволит ей войти в Рийгикогу именно благодаря этой акции и рекламе, оголившей реальные проблемы в Эстонии, как собственно и работают методы искусства, обновляющие старые смыслы.

В то же время "поцелуй" Эви Пярн, несмотря на видимую секс-провокацию, на деле не вызывает никакого желания к реальной интеграции, скорее наоборот - кажется чем-то противоестественным, лично мне - отталкивающим (хотя я ничего не имею против глубоких поцелуев в том числе и с симпатичными эстонками).

Использование флага чужого государства постоянно вызывает вопросы. Такие же, как в случае использования названия "русский" для обозначения деяний (зачастую преступных) "советского" времени. Это тупое неразличение российских русских и эстонских русских (с точки зрения некоторых эстонцев), советских и русских (с точки зрения эстонских историографов), эстонцев и европейцев (с точки зрения некоторых россиян) или эстонцев и эстонских русских (с точки зрения некоторых иностранцев - причем как европейцев, так и россиян) - все это свидетельствует о плохом знании истории и географии, а также о банальном непонимании при работе с символами.

Я устранился от вопросов идентификации, интеграции, осуждения или поддержки тех или иных конкурирующих между собой сил. Это не значит, что я как гражданин Эстонии отказываюсь от своего права голосовать на грядущих выборах. 

Эта история для меня стала звучать по-другому, когда недавно я совершенно неожиданно узнал (десять лет спустя после премьеры), что работа Эви Пярн является оммажем известного фото Терри Ричардсона, которое она переделала, ни разу нигде не называя первоисточника, рискуя перейти из художников в плагиаторы, активно тиражируя свою работу, фактически превратив ее в бренд, как свой собственный, так и группы журнала "Плуг", представляющих "русскую культуру Эстонии" - на днях эстонского искусства в РФ (в Москве, в Нижнем Новгороде - может, и еще где-то). В этот момент я подумал, что у нас просто нет никакого искусства вообще, и никакой идентификации - ни русской, ни эстонской, ни общемировой. Просто обычные симулянты, которым нет места на остановке бесплатного общественного транспорта. В общем меня это все "искусство" просто убило. Хорошо, хоть без особых пыток.

Я устранился от вопросов идентификации, интеграции, осуждения или поддержки тех или иных конкурирующих между собой сил. Это не значит, что я как гражданин Эстонии отказываюсь от своего права голосовать на грядущих выборах. Но мотивы для моего голосования никак не связаны со всеми этими озвученными вопросами о русских и эстонцах, например. Однако, с точки зрения наблюдателя данных актов политически ангажированного искусства, мои аплодисменты безусловно отданы пиарщикам "Ээсти 200", а не конъюнктурщикам "Плуга", несмотря на то, что первые - откровенно "за деньги", а вторые типа "бесплатно"; несмотря на то, что первых я не знаю, а вторые мне знакомы; несмотря на то, что первые как бы разделяют, а вторые - будто за добро, мир и любовь.

Но я верю в оригинальное искусство, когда художник знает, о чем говорит и с чем имеет дело, а не подсасывается каждый раз к уже созданным артефактам, как тривиальный паразит. Впрочем, не удивлюсь, если меня, как и всех остальных, снова одурачили, и что те и другие объединены в одну сеть. Эстония и Таллин, особенно в узком секторе местных "русскоязычных", - очень маленькое пространство. Зато Эстония всегда была отличным полигоном для испытаний разных новых технологий.

С другой стороны, ничего нового - "разделяй и властвуй" (с) Макиавелли; "плодитесь и размножайтесь" (с) Бог... Но нет - вот новое: "расти и гний" (с) экофеминизм. И это - новое - мне нравится, и то, как Эви Пярн продвигает и защищает это новое в натуре. Если бы она, Эви, в секторе "для эстонцев" дописала призыв: "расти", а в секторе "для русских" - "гний" (звучит непривычно, но выразительно) - ИЛИ НАОБОРОТ (!) - вот это было бы круто и ново! Если бы языки с флагами (бренды же ж) стали бы лизать гниющие мощи какие-нибудь - Христа, например, - или глодать кости Макиавелли - это было бы, конечно, более интересно для меня как для аналитика и потребителя. Хотя любовь к жизни (биофилия), распространяемая в том числе и на сферу гниения, рискует показаться непосвященным типичной некрофилией, а это уже зашквар. Но художник должен идти до конца в своих интенциях.

Однако стикеры эти на ФБ-аватарках - пуф! - смотрятся очень пошло, еще и сворованные, еще и после каминг-аута автора. Фактически это подпись наших уважаемых и уважающих себя культуртрегеров в собственной вторичности. То есть символическое самоубийство. Увы. При всем моем уважении ко всем друзьям. Если уж хочется что-то поддержать и что-то обязательно прикрепить, то я бы выбрал самурайский клич: HOBUJAMA! Ну, или гифку с Траволтой (тема (с) Cheng Chu), на которой герой ‘Прирожденных убийц’ не знает, куда пойти, будучи не-эстонцем и не-русским. А таких в нашем интернациональном пространстве полно...

Наверх