И хотя суд впервые в этом многолетнем споре вынес выгодное для Europark решение, оно не меняет ничего, кроме того, что Департамент шоссейных дорог должен еще раз рассмотреть вопрос нарушителей режима парковки, пишет Postimees.
Судья: судьбу штрафов Europark решать все же Департаменту шоссейных дорог
Europark годами судился с Департаментом шоссейных дорог, поскольку департамент не соглашался выдавать данные автоводителей, получивших штраф за парковку. Но неделю назад Таллиннский административный суд впервые вынес решение, что обоснования Департамента шоссейных дорог – не выдавать данные злостных нарушителей – недостаточны.
Департамент шоссейных дорог придерживается того мнения, что желание Europark получить данные должников из дорожного регистра необоснованно, поскольку будучи частной парковкой они могут использовать другие имеющиеся методы для получения данных, например, установить шлагбаумы или эвакуировать автомобили. Департамент поставил перед собой цель защитить данные и избежать, как они считают, необоснованного увеличения административной нагрузки. Но суд теперь пришел к выводу, что эти обоснования не годятся.
Судья Таллиннского административного суда Кайре Пикамяэ объяснила, что нормы, конечно, не изменились, но суд дал понять, что толкование законов не дает возможности для злоупотребления. Europark подал ходатайство для получения данных по пяти водителям, которые не оплатили штрафы за парковку соответственно 29, 17, 14, 13 и шесть раз.
Люди пользовались ситуацией
«Сложилась ситуация, при которой было известно, что Europark-у нужных данных не дают. Некоторые люди этим пользовались»,- отметила она.
В то же время Пикамяэ отметила, что хотя суд может сказать, что обоснования Департамента шоссейных дорог недостаточны, он не может обязать департамент: «В данном случае Департаменту шоссейных дорог, а не суду, дано право решать, оправдан ли интерес. Суд может только проверить, правильно ли департамент решил».
Даже если в итоге Департамент шоссейных дорог решил выдать Europark данные этих пяти человек, это не означает, что так будет происходить и впредь, и Europark сможет запросто востребовать все свои штрафы. Возможно, что Europark придется каждый раз для получения данных обращаться в суд.
«Мы не можем прогнозировать, что теперь будет. Тут могут возникнуть некоторые спорные ситуации, но вероятнее всего их не будет много. Если границы в ходе спора будут определены, эта тема сойдет на нет», - сказала судья Пикамяэ и добавила, что установить, начиная с какого количества нарушений данные водителя можно было бы выдавать Europark, должен все же Департамент шоссейных дорог.
«С теми, кто сейчас паркуются и решают за это не платить, пока еще ничего не случится. На сегодняшний день Europark еще не может получить у Департамента шоссейных дорог данные водителя. Но мы не знаем, появится ли такая возможность в феврале, когда департамент выскажет свою позицию. Сегодняшний нарушитель не может быть уверен, что в будущем не возникнет требование по его штрафу. Если Департамент шоссейных дорог изменит свою практику, то нарушителям придется с этим считаться»,- объяснила она.
Департамент: обстоятельства изменились
В конечном счете, по словам Пикамяэ, решение суда все же нужно считать победой Europark, поскольку впервые в этом вопросе произошло движение вперед, и департамент больше не сможет выдвигать те же обоснования при отказе.
По словам руководителя правового отдела Департамента шоссейных дорог Кристо-Таави Рууса, департамент сейчас снова рассматривает ходатайство по тем пяти нарушителям, после чего будет вынесено решение с новыми обоснованиями – выдавать данные, или нет.
Руус отметил, что с течением времени изменились многие обстоятельства: например, появилось новое постановление о защите личных данных. Также сменились собственники автомобилей, а штрафы могли стать просроченными. При вынесении нового решения Департамент шоссейных дорог должен взвесить все эти обстоятельства и выслушать людей, с которыми связано произошедшее.
По слова Рууса, по предварительным данным, новое решение будет принято в феврале, но каким оно будет, он предсказывать не хочет.