Cообщи

На всякого ли ловца бежит зверь: эстонский рынок труда движется в тупик

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В Кассе страхования от безработицы. Иллюстративное фото.
В Кассе страхования от безработицы. Иллюстративное фото. Фото: Elmo Riig / Sakala

Рынок труда, как и любой другой рынок, имеет свойство перегреваться. Только сегодня проблема ещё глобальнее. В то время как молодёжь беспрестанно уезжает за границу в поисках работы, Касса по безработице сообщает, что работать некому. Что делать, если ожидания не соответствуют действительности и как соискателю работы не попасть впросак?

Недавно вышедший обзор рынка труда Кассы по безработице показал, что наибольший дефицит рабочей силы наблюдается в IТ-секторе, где не хватает разработчиков программного обеспечения, а также в областях, которые не славятся высокими зарплатами. Большая нехватка рабочей силы наблюдается в областях, которые стремительно развиваются.

Предприниматель, специалист в области IT-технологий и инноваций Андрей Коробейник объяснил порталу Rus.Postimees, что такая ситуация на рынке труда вполне предсказуема: "В IТ-секторе людей в принципе недостаточно, по разным оценкам в Эстонии не хватает около 5000 работников в этой сфере. Зарплаты тут высокие (программисты получают стабильно больше 2000 евро нетто), но нанять специалистов из-за границы всё равно непросто. Имидж Эстонии высок, но несопоставим, например, с США - за специалистов в этой области конкуренция очень высока, и Эстония в этой борьбе проигрывает многим". 

По словам бизнесмена, в Эстонии отсутствует продуманная миграционная политика, во многом - из-за политических разногласий между правящими партии. 

"В результате у нас нет четкого виденья того, кто и почему будет жить в нашей стране, скажем, через десять лет. Я надеюсь, что после парламентских выборов коалиция будет более гомогенной и долгосрочное планирование станет возможным", - прокомментировал работодатель в сфере IT.

Андрей Коробейник также добавил, что эстонский уровень безработицы очень низок, а неквалифицированные работники из других стран и рады были бы приехать, но не выполняют требования по средней зарплате, из-за чего рабочие визы им не получить. В результате многие такие работники приезжают в Эстонию с помощью сложных схем - например, через польские фирмы. От этого проигрывают все, кроме посредников.    

Палка о двух концах

Фронтенд-разработчик 1K-Digital Мартин Панин, как и крупный предприниматель Коробейник, занят в области IT, и о ситуации в своей сфере знает не понаслышке: «Сфера инфотехнологий крайне специфична. Она делится на много узких специализаций, которые зависят от требований клиентов (или работодателей), поэтому найти хорошего специалиста с необходимыми навыками бывает очень не простой задачей». По словам специалиста, потребность в рабочей силе растет быстрее, чем работники сферы успевают выучиться, да и учиться в этой сфере необходимо постоянно.

Руководитель услуг Кассы по безработице для работодателей Ливия Лаас подтверждает, что проблем с нехваткой вакансий в данной области нет: «Статистика Кассы по безработице показывает, что безработных IT-специалистов почти нет. Ситуация на рынке труда сейчас такова, что не хватает квалифицированных специалистов. И для той работы, которая сейчас предлагается, не подходят люди с имеющимися у них знаниями и навыками. Со своей стороны Касса по безработице делает все, чтобы повышать квалификацию как безработных, так и работающих людей. Для этого есть различные услуги, в том числе и обучение для рынка труда, пособие на участие в уровневом обучении, поддержка в получении квалификации", - отметила Лаас.

По её словам, Касса по безработице тесно сотрудничает с работодателями, даже предоставляя им пособие на обучение работников, а также различные другие меры и услуги, которые позволяют готовить для работодателей именно таких специалистов, в которых они нуждаются. 

«Работодатели, не нашедшие в Эстонии работников определенной квалификации, найдя такого работника в другой стране, могут ходатайствовать в Кассе по безработице о разрешении на трудоустройство иностранца. И после его получения будущий работник уже сам оформляет разрешение на работу в Эстонии в Департаменте полиции и погранохраны», - прокомментировала Ливия Лаас.

Sky is the limit (предел - только небо)

Похоже, что пока данные Кассы по безработице отличаются от имеющейся практики, молодые люди, не пришедшие к общему знаменателю с работодателем, выбирают самостоятельное развитие своего дела.

«На рынок труда, конечно, трудно выйти молодому специалисту, который только закончил своё образование. Проблема современной молодежи в том, что реальность не всегда оправдывает ожидания. Тот, кто ищет работу мечты, помышляет об отъезде за границу. Остальные же мирятся с данностью, находя в Эстонии наилучшие для себя рабочие условия», - прокомментировала молодежный работник Евгения Зовмер. 

По ее словам, в нынешних условиях самореализации на рынке, молодые люди порой ставят слишком завышенную планку и чаще уходят в самостоятельное предпринимательство.

Единственным для себя путем развития считает бизнес и член правления, а по совместительству и парикмахер-стилист Chop’n’Dye Studio Валерия Чижикова: «В моем деле проще всем и вся заниматься самой, нежели работать на кого-то. Во-первых, это мой собственный выбор, во-вторых, я - сама себе хозяйка, и четко знаю, что от меня требует клиент и что я требую от себя сама. Многим просто не хватает смелости начать собственное дело, так как это предполагает огромную ответственность, а также финансовые и налоговые обязательства», - рассказала предприниматель.

Страна вынужденного предпринимательства   

В довольно непростой ситуации с трудовой занятостью оказалась и дипломированный иллюстратор Дарья Осс, которая впоследствии была вынуждена начать собственный бизнес, основав BalticChai OÜ. «По моему мнению, эстонский работодатель по своим качествам сильно уступает своим западным коллегам, и крайне похож на своего восточного соседа. Прежде от меня всегда требовали быстрого выполнения работы, при этом её было много. И, конечно, задешево. Как только я пыталась проявлять креативность, мне сразу напоминали о соблюдении субординации, а, если я не успевала по времени, то давали понять, что найдут замену в два счета. Когда встречаешь такое отношение к себе повсеместно, работать ни на кого уже не хочется», - рассказала Дарья Осс.

По её словам, жизнь вынудила её заниматься предпринимательством, так как в Эстонии, если ты занят в творческой сфере, проще пройти курсы по предпринимательству и ведению бухгалтерии, чем найти себе достойную работу.

Художник призналась, что Касса по безработице действительно помогает встать на ноги, но, к сожалению, рынок труда Эстонии не соответствует ожиданиям молодых людей.

Данная ситуация на рынке труда приводит к мысли о том, что, возможно, скоро в Эстонии появится «новая волна» начинающих «вынужденных» предпринимателей. Какое это влияние окажет на отток населения, а, следовательно, и на экономику, покажет время.

К сведению

Исследования OSKA, которые проводит профессиональный центр Kutsekoda, показывают, что работа в ИТ-секторе будет востребована в Эстонии в ближайшие 10 лет. Здесь можно выделить такие специальности, как аналитики и архитекторы программного обеспечения, специалисты по развитию программного обеспечения, аналитики и архитекторы ИКТ-систем, специалисты по развитию и обслуживанию ИКТ-систем, инженеры по электронике, инженеры по телекоммуникациям, руководители с ИКТ-компетенцией. 

Краткосрочный барометр трудовой занятости Кассы по безработице также показывает, что специальности ИТ-сектора особенно востребованы в Харьюском и Тартуском уездах, так как большая часть рабочих местах расположена именно там. 

Касса по безработице работает со всем трудоспособным населением Эстонии от 16 лет до пенсионного возраста. 

Особое внимание уделяется также долговременным безработным, которых стараются вернуть на рынок труда, а также людям с пониженной трудоспособностью, чтобы помочь им найти подходящую работу, а работодателям работника в их лице. 

Наверх