Тысячи жителей Эстонии получат оповещения: в случае кризиса машины частных лиц попадут в руки военных (22)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Сообщение Департамента оборонных ресурсов может первоначально шокировать получателя: «У вас есть ценный транспорт и передачей его при необходимости в распоряжение государства, вы поможете защитить Эстонию».
Сообщение Департамента оборонных ресурсов может первоначально шокировать получателя: «У вас есть ценный транспорт и передачей его при необходимости в распоряжение государства, вы поможете защитить Эстонию». Фото: Tairo Lutter

В случае войны на защиту государство призовет не только людей, но и технику. Департамент оборонных ресурсов на основании регистров отметил около 2700 единиц техники, владельцы которой уже в ближайшее время будут оповещены, пишет Postimees.

Для получателя оповещение означает, что его машина с точки зрения характеристик и технического состояния способна в случае войны послужить государству. Если такое решение принято, техника войдет в так называемый резервный список государства. Подобные оповещения могут получить как предприятия, так и частные лица.

Это не повлечет за собой серьезных обязанностей: например, тестировать технику во время учений не будут. Но в случае возникновения необходимости транспортное средство с полным баком в течение определенного времени будет необходимо доставить в заранее указанное место и передать военным.

«В отличие от призывной службы, которая является реальной, принудительная повинность по-прежнему является самым крайним и последним методом. Это произойдет только в самом крайнем случае - если собственные ресурсы страны будут исчерпаны», - объясняет генеральный директор Департамент оборонных ресурсов Маргус Паэ.

Идея всего плана - лучшая готовность. А именно, из регистров ясно, что в Эстонии имеется большое количество мощной техники, но лишь небольшое количество из них принадлежит непосредственно государству. В то же время существует растущая потребность в таких машинах в случае войны, когда многое поставлено на карту.

Например, ковшей и бульдозеров Сил обороны может быть недостаточно для создания барьеров и траншей для сдерживания противника. Кроме того, для эвакуации работников государственных учреждений и жителей потребуется намного больше грузовиков и автобусов, чем имеется в распоряжении государства.

Часть техники настолько специфична, что государство не связано с такими областями деятельности. «С точки зрения небольшой страны непрактично покупать все это оборудование, поскольку оно устаревает», - добавил Паэ.

Решение искали в течение многих лет. Хотя Закон о принудительных оборонных повинностях действует с 1995 года, в течение долгого времени в нем не было актов применения. По поводу юридических пробелов упреки звучали и со стороны канцлера юстиции, и Государственного контроля. Министерство обороны заказало пять различных правовых анализов и только недавно привело законодательство в порядок.

«Это правда, что закон стал функциональным в прошлом году», - сказал Паэ. С декабря департамент выслал первые 59 сообщений о принудительной повинности техники. Большей частью они уже отправлены военным промышленным предприятиям, но теперь настал черед частных фирм и физических лиц.

Побеждает ближайший

Отсеивание машин проходит легко. Два года назад Силы обороны и Департамент оборонных ресурсов подсчитали, какие дополнительные ресурсы в случае войны понадобятся Силам обороны. Список был утвержден правительством в 2016 году.

В списке необходимых государству в случае форс-мажора - 2700 машин, и сейчас департамент ищет такие в гражданском регистре, в котором чиновники видят все автомобили, зарегистрированные в Эстонии, и их технические характеристики.

«При выборе самое важное - это техническое описание: какой тип и какая машина, а также ее местонахождение. Если второй пехотной бригаде в Выру потребуется бульдозер, это не должен быть бульдозер, находящийся, например, в западной части Хийумаа», - приводит пример Паэ.

Регистр постоянно обновляется. Если некоторые находящиеся в резерве машины сломаются или станут слишком старыми, им найдут замену. Со старой машины будут сняты обязанности, и решение о повинности будет перенесено на другого владельца техники.  

Хотя по закону исполнение повинности является обязательным, сначала департамент не собирается акцентировать внимание на санкциях. «Я настроен оптимистически, считаю, что эстонцы очень разумны и прагматичны. Это необходимо сделать в разумном сотрудничестве», - сказал Паэ.

Некоторые моменты владельцу имущества все-таки стоит учитывать. Если машина в случае войны отойдет в использование государства, владелец имеет право потом вернуть ее или отказаться принимать ее обратно, если она станет непригодной для использования. Требовать компенсацию, по нынешним законам, владелец имеет право лишь в том случае, если ущерб не был нанесен военной деятельностью. Регуляцию, как будет возмещаться ущерб, полученный во время войны, в Эстонии еще предстоит создать.

Предприятия настроены позитивно

Работающая в Таллинне на Пярнуском шоссе транспортная фирма DSV Eesti недавно получила оповещение относительно своего погрузчика. Речь идет о ценной машине, которая работает каждый день.

Руководитель DSV Яан Лепп демонстрирует технику, которой заинтересовались военные: Terberg YT182.
Руководитель DSV Яан Лепп демонстрирует технику, которой заинтересовались военные: Terberg YT182. Фото: Eero Vabamägi

«Наше предприятие очень разумно к этому относится: понимаем, что в случае войны мы все обязаны внести посильный вклад. Если вспыхнет война, что нам толку от этой машины?» - сказал председатель правления Яан Лепп.

Такого же мнения придерживается и руководитель OÜ Vesimentor Кристо Кирс, из техники которого департамент заинтересовал мотоцикл: «Я рад, что смогу помочь».

Не только автомобили: в случае войны в ход пойдет и мотоцикл Yamaha XJR1300 (на фото изображен аналог).
Не только автомобили: в случае войны в ход пойдет и мотоцикл Yamaha XJR1300 (на фото изображен аналог). Фото: Erakogu

Технический директор Levira Меэлис Антон говорит, что они получили оповещения о своих двух дизельных генераторах, которые просто так в магазине не купишь. Генераторы могут, например, обслуживать местную радиостанцию во время общего отключения электроэнергии.

Компания не видит проблемы в том, что они могут остаться без генераторов. «То, что хотело бы получить государство, - такая малая часть», - говорит Антон.  

Добровольное участие

Первым частным лицом, которое передало в принудительную повинность свой внедорожник, стал вице-канцлер Министерства обороны Меэлис Ойдсалу.

«Мой автомобиль отвечает двум условиям: дизельный двигатель и полный привод, - говорит Ойдсалу, который хочет стать примером для других. - Я работаю в сфере обороны не из-за зарплаты, у меня есть желание и возможность внести свой вклад в гособорону Эстонии. Это один из возможных способов».

Ойдсалу объяснил, что принудительная повинность является естественным продолжением развития эстонской резервной армии. Эстония - маленькая страна, и если гособорону наряду с вооруженными подразделениями будут поддерживать и гражданские лица, это будет важным козырем.

По словам Маргуса Паэ, технику добровольцев они очень ждут, поскольку добровольность дает больше гарантий, что машины в случае кризиса на самом деле будут. Желающие могут связаться с Департаментом оборонных ресурсов. «После этого посмотрим, есть ли такая машина в списке Сил оборон. Если да, с радостью примем».

Наверх