Послушала на радиостанции Kuku дебаты на тему единой эстонской школы между Каей Каллас и Кристиной Каллас. Обе были единодушны в том, что без создания единого образовательного пространства начиная с детсадовского возраста никакой интеграции не получится.
Кая Каллас подчеркнула, что нас, эстонцев, чуть более 800 тысяч, и что во всем мире никто, кроме нас самих, не побеспокоится о сохранении и развитии эстонского языка и культуры. Кристина Каллас отметила, что в эстонской школе у русских должна сохраниться возможность остаться русскими.
В советские времена в группе детского сада, в которую ходили мои сыновья, был только один мальчик, домашним языком которого был русский. Это явление было настолько редким, что один эстонский мальчуган будто бы даже сказал про него: «Такой маленький, а уже русский». Теперь, когда у нас имеются детсады и школы, в которых рядом друг с другом учатся как эстонцы, так и русские, этот опыт может нас чему-то научить. Как выбрать правильный темп и ритм, чтобы идти дальше?
Я полагаю, что в интересах представителей обеих национальностей было бы не смешение наших культур, а их самобытное развитие. В одном из своих интервью Кристина Каллас заявила, что эстонцы как нация не умеют быть великими. Нашей целью никогда и не было превосходить других грубой физической силой, зато мы хотели отличаться своей силой духа. Величием духа мы на протяжении столетий и отличались, как и отличаемся сейчас. Нам нужно смириться с тем, что существуют темы, по которым мы в ближайшем будущем не договоримся.