Оскорбления и унижения: подчиненные обвиняют городскую чиновницу в авторитарности (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Подчиненные считают, что Айни Хярм их унижает. Сама она отказывается это комментировать.
Подчиненные считают, что Айни Хярм их унижает. Сама она отказывается это комментировать. Фото: Jaanus Lensment

Глава Таллиннского департамента культуры Айни Хярм, по словам подчиненных, - колоритная фигура: если ситуация требует, обзывает подчиненных при остальных работниках идиотами, а перед выборами отказывается подписывать документ, который крайне необходим музею, подчиняющийся ее ведомству. Сама Хярм отрицает все обвинения, пишет Postimees.

Подчиненные Айни Хярм избегают общения с журналистом по телефону. Так, на всякий случай. Вместо этого мы встречаемся в подвальном баре в Старом Таллинне.

«Здесь все равно никто не ходит», - объясняют они выбор места. Поскольку какой-то случайный посетитель все же забрел в подвальчик, мы принимаем меры предосторожности. Еще до того как сесть за стол, мы договариваемся, что никто из нас громко не будет произносить «Департамент культуры», не говоря уже об имени его руководителя. Мы будем называть ее «волком».

Ее стиль таков, что, если она против чего-то, то она против. Это не культура управления XXI века.

Это красноречиво говорит о том, каким видят подчиненные стиль руководства своего начальника. «Как правительство страха, где действует советский менталитет», - говорит бывший работник.

Подчиненные ищут помощи в терапии

Подчиненные рассказывают Postimees, как люди, чтобы справиться с атмосферой на работе, прибегают к терапии и как у многих в верхнем ящичке припасены таблетки от головной боли. Мы встретились и побеседовали в ходе создания этой статьи с десятком человек, которые напрямую подчиняются Хярм или работают в подчиненных ей учреждениях. О своем опыте согласились рассказать и руководители подведомственных учреждений. Поскольку все они боятся потерять работу, они останутся анонимными в этой истории. Редакции их имена и должности известны.

Из многочисленных бесед вырисовывается портрет многолетнего руководителя Департамента культуры, заслуженной центристки Айни Хярм как властной женщины. Хвалят ее харизматичность и то, что при необходимости она защищает департамент и его работников, как львица.

Но, говоря о стиле ее повседневного руководства, используют такие слова, как «авторитарная», «притеснения на работе», «унижение».

«Ее стиль таков, что если она против чего-то, то она против. Это не культура управления XXI века, - говорит руководитель одного из подведомственных учреждений. – Мне кажется, что нам разумнее искать партнеров для сотрудничества из других городских департаментов. В Департаменте культуры просто глушат все предложения».

«Я честно думаю, имеет ли смысл мне оставаться руководителем. Я же ясно вижу необходимость перемен, но мне грустно, что по сути эти вопросы невозможно обсуждать, не говоря уже о том, чтобы претворять перемены в жизнь. Меня выбрали на должность как эксперта в этой области, но у меня нет никакого кредита доверия для развития этой сферы в городе», - добавляет он.

Во время антракта Хярм встала и на глазах у всей публики стала оскорблять свою подчиненную. «Ты идиотка?» - орала Хярм, недовольная своим местом.

Как рассказали Postimees, если кто-то знает что-то такое, что Хярм не нравится, она может год делать в коридоре такое лицо, как будто не знает этого подчиненного. Или случай годичной давности. Департамент культуры проводил в Таллинне концерт. Работница, помогавшая в организации, зарезервировала для Айни Хярм и ее высоких гостей лучший столик в зале. За столом хватило места для четырех человек.

Перед началом концерта Айни Хярм пригласила за свой столик еще двух человек, и там пришлось уместиться шестерым. Как хозяйка Хярм сидела на самом неудачном месте, спиной к сцене. Во время антракта Хярм встала и перед всей публикой стала оскорблять свою подчиненную. «Ты идиотка?» - орала Хярм, недовольная своим местом.

Некоторое время спустя эта работница осталась без должности и подала на Департамент культуры в суд. Поскольку судебный процесс еще не завершен, она не пожелала комментировать это дело.

Айни Хярм согласилась ответить на вопросы Postimees лишь в письменной форме. «Анонимные обвинения я не комментирую», - значится в ее письменном ответе. Она также не захотела дать оценку утверждениям, будто бы ее стиль управления авторитарен и сама она издевается над работниками. «Оценивание происходит на основании личных представлений человека об истине и его опыта. У каждого человека разные критерии и опыт, комментировать мнения – неблагодарное занятие», - написала Хярм.

Решение за спиной

Postimees утверждали также, что влияние Айни Хярм заметно и в переменах, происходящих в руководстве Таллиннской филармонии. А именно, известный на международном уровне дирижер Ристо Йоост много лет был связан с Таллиннской филармонией. С 2013 года он возглавляет и Таллиннский камерный оркестр, с 2016 года к этому прибавились должности художественного руководителя Таллиннской филармонии и фестиваля Биргитты.

Летом в СМИ прошла лаконичная новость, что у фестиваля Биргитты появится новый художественный руководитель. Теперь ясно, что по окончании договора предстоящим летом пути Йооста и филармонии разойдутся. По данным Postimees, Йоост был критически настроен в отношении того, как ведутся дела в организации.

«К сожалению, я больше не видел возможностей сотрудничества с этой организацией», - сказал Йоост. Больше он не пожелал комментировать тему.

По данным Postimees, для большинства членов совета стало неожиданностью, что для фестиваля выбран новый худрук. Эти члены совета по сей день, пять месяцев спустя, не знают, кто принял это решение.

Директор Таллиннской филармонии Маргит Тохвер-Айнтс осталась немногословна: «Мы рассматривали разные возможности, но Ристо дал решению ход», - сказала она.

В музыкальных кругах этот шаг вызвал много вопросов. В первую очередь, потому, что если обычно в случае серьезных кадровых решений слово предоставляется и действующему при филармонии и состоящему из экспертов творческому совету, на этот раз произошло иначе. Творческий совет не был привлечен к процессу, и, по данным Postimees, для большинства членов совета стало неожиданностью, что для фестиваля выбран новый худрук. Эти члены совета по сей день, пять месяцев спустя, не знают, кто принял это решение.

Помимо того, причастные рассказали Postimees, как у директора филармонии Маргит Тохвер-Айнтс и главы Департамента культуры Айни Хярм был к Йоосту ряд претензий, которые они предъявили ему на одной из сентябрьских встреч. Как утверждается, они касались и фестиваля Биргитты, и работы камерного оркестра, в то же время работа Йооста с ними была одной из причин, по которой музыкальные редакторы ERR выбрали его музыкантом 2018 года. Камерный оркестр тоже хотел, чтобы он остался.

И Хярм, и Тохвер-Айнтс отрицают, что предъявляли Йоосту подобные претензии. «Мне трудно ответить на сложный вопрос, поскольку, во-первых, я не работодатель Ристо, а во-вторых, раньше я об этом не слышала», - сказала Хярм.

До выборов цены не поднимут

Последний конфликт Айн Хярм с подведомственным учреждением разгорается сейчас. После многомесячного простоя дело попало к вице-мэру Вадиму Белобровцеву, на этой неделе он пригласил Хярм и главу Таллиннского городского музея Трийн Сийнер на беседу, чтобы примирить стороны.

А именно, Таллиннский городской музей еще с сентября хотел утвердить новый прейскурант на услуги и билеты в музей, а в филиалы назначить новых людей. Вся подготовительная работа была проделана, однако глава Департамента культуры Айни Хярм отказалась его утверждать. Новый прейскурант планировалось утвердить к 1 декабря, однако еще в начале этой недели этого не было сделано.

Несколько человек подтвердили Postimees, что на одной из встреч Хярм прямо заявила, что до выборов не станет повышать никакие цены.

Отсутствие подписи Хярм уже несколько месяцев мешало работе Городского музея, поскольку название и подпись в коммуникационной деятельности, направленной на посетителей музея, очень важны.

Айни Хярм в 2015 году на хуторе Эдгара Сависаара "Хундисильма".
Айни Хярм в 2015 году на хуторе Эдгара Сависаара "Хундисильма". Фото: Mihkel Maripuu

Ситуация осложняет жизнь музея еще и потому, что большую часть его посетителей составляют туристические группы. Они же хотят знать летние цены не позднее осени. Если никто не может назвать им конкретные цены, они  могут просто развести руками и отправиться в другое место.

Глава Городского музея Трийн Сийнер пояснила, что, поскольку музей в течение многих лет рос, возникла необходимость обновить названия и экспозиции филиалов. «Я согласна, что перемены нуждаются в пояснении. Я как руководитель ожидала бы, что, если мы в музее обсудили изменения между собой, то мы как минимум получим конструктивную обратную связь и возможность обосновать и пояснить свою идею в Департаменте культуры», - сказала Сийнер.

«К сожалению, процесс длится полгода без какого бы то ни было результата. И у нас нет ни одного четкого ответа, почему не утверждены новые названия филиалов и прейскурант. Работой учреждения очень сложно руководить в ситуации, когда нет никакой ясности в плане будущего», - констатирует директор музея.

Хярм поясняет промедление тем, что Спасательный департамент до сих пор не согласовал посещения бастионов, относящихся к Таллиннскому городскому музею. Поэтому, по ее словам, нельзя утвердить и прейскурант. Хярм не отвечает на вопрос, действительно ли она говорила на собрании, что до выборов повышать цены не будет.

После запроса Postimees дела сдвинулись с места. Касающиеся названий филиалов и прейскуранта документы, которые три месяца, образно говоря, пылились в ящике, по состоянию на вчерашний день были на согласовании в Департаменте культуры.

Однако проблемы с Хярм есть у других учреждений (всего подведомственных учреждений девять). Их руководители говорят, как Хярм хочет все контролировать и у них отсутствует автономия.

Если глава какого-то учреждения хочет к концу года выплатить работникам премию, он не может сделать это сам: на это должна дать согласие глава Департамента культуры Айни Хярм. Или если цена поставки превышает 1000 евро, Хярм должна сама ее рассмотреть.

Поскольку каждая мелочь должна согласовываться в Департаменте культуре, дела застопориваются. У руководителей свои представления, но им не дают их реализовать. В беседах с ними неоднократно звучит слово «недоверие». «Учреждение просто невозможно развивать. Это все-таки жестко», - говорит один из руководителей.

Департамент культуры входит в сферу ответственности однопартийца Хярм, вице-мэра Вадима Белобровцева. У него к работе Хярм нет никаких претензий, жалоб соответствующего содержания он тоже не получал.

«Я полностью доволен работой Айни Хярм на посту директора Департамента культуры: она всегда делает свою работу корректно, точно и вовремя», - сказал Белобровцев.

Кто такая Айни Хярм?

Ранее возглавлявшая в том числе таллиннский район Кесклинн Хярм (56) встала во главе Департамента культуры в 2011 году. Этот городской департамент занимается культурной жизнью столицы: проводит мероприятия и присматривает за деятельностью подведомственных учреждений.

Сюда относятся, например, Таллиннский городской театр, Городской музей, Таллиннская филармония и Центральная библиотека. Всего таких учреждений девять. У Хярм были хорошие отношения с Эдгаром Сависааром, который занимал пост мэра в то время, когда она возглавила Департамент культуры. Вместе они появлялись на разных мероприятиях, и женщину внимание общественности не раздражало.

«Я несколько лет была публичным лицом, обо мне писали в газетах. Если вы имеете в виду, что меня освещали вместе с другим человеком, то меня это не раздражает», - сказала тогда Хярм газете. В том же году она получила на муниципальных выборах 164 голоса.

На выборах 2015 года она получила больше, но двумя годами позже на муниципальных выборах ей удалось получить ровно 100 голосов.

Наверх