Тоом: нечто похожее могло бы случиться и в Нарве

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яна Тоом.
Яна Тоом. Фото: Erakogu

Культурная столица – не пустые слова, это счастливый лотерейный билет, обещающий городу славу, деньги и развитие, прокомментировала в своем "Брюссельском дневнике" ситуацию с проектом в Нарве депутат Европарламента Яна Тоом.

Как известно, фирмы, которые выиграли тендер на подготовку заявки, отказались от договора с городом. В декабре горсобрание Нарвы урезало расходы в три раза, и этих денег оказалось недостаточно.

Я думаю, договориться было можно, ведь на кону стоит нечто большее, чем строка в бюджете. Напомню: статус культурной столицы дается Европейским союзом на один год, и за этот статус всегда идет нешуточная борьба. Культурная столица – не пустые слова, это счастливый лотерейный билет, обещающий городу славу, деньги и развитие.

И не только в один конкретный год. Социологи давно изучают, что происходит с культурными столицами потом, когда они теряют свой статус. Как оказалось, если взяться за дело с умом и энтузиазмом, экономический эффект весьма ощутим: после культурных проектов оживляются по цепочке гостиницы, рестораны, торговля, сектор услуг, финансовый сектор и так далее.

Схема очень даже работает: Ливерпуль, культурная столица 2008 года, десять лет спустя переживает культурный ренессанс. Ливерпуль чем-то похож на Нарву: во второй половине прошлого века этот город, несмотря на два футбольных клуба Премьер-лиги и битлов, имел репутацию депрессивного. Его население быстро сокращалось. Однако после 2008 года впервые за долгое время зафиксирован прирост ливерпульцев – и статус культурной столицы мог сыграть тут свою роль.

Мне бесконечно жаль, что из-за нелепого упрямства заводил Нарвского горсобрания шансы горожан увидеть свой город Культурной столицей Европы тают с каждым днем.

Как отмечают ученые, ливерпульцы стали снова гордиться своим городом и видеть будущее в более ярких тонах. Есть и вполне материальные показатели. Ливерпуль стал привлекать куда больше туристов – в том числе потому, что благодаря проекту культурной столицы изменился имидж города. До 2008 года СМИ говорили в основном о тамошней криминогенной обстановке, а после – рассказывали о Ливерпуле как одном из культурных центров страны. И рассказывать было о чем: число культурных инициатив в Ливерпуле выросло в полтора раза.

Нечто похожее могло бы случиться и в Нарве. Встав в один ряд со Стамбулом, Стокгольмом и Марселем, и Нарва, и Северо-Восток в целом могли бы обогатиться как культурно, так и экономически. 

Самоощущение – великое дело. Таллинн, кстати, получил в 2011 году прекрасный культурный пинок в будущее – и все сходятся на том, что город выиграл в долгосрочной перспективе очень многое.

При всем уважении к Тарту, конкуренту в борьбе за титул, хочу отметить, что для Нарвы статус культурной столицы куда более важен. Ида-Вирумаа, про который только ленивый не написал, что это депрессивный заброшенный регион, куда в поисках плохих новостей едут журналисты со всего мира, этот шанс необходим. Ведь Нарва могла бы стать историей большого успеха Эстонии. И мне бесконечно жаль, что из-за нелепого упрямства заводил Нарвского горсобрания шансы горожан увидеть свой город Культурной столицей Европы тают с каждым днем. 

Наверх