Покушение на бывшего двойного агента России Сергея Скрипаля и его дочь Юлию произошло около года назад. Хотя СМИ внимательно следят за ходом расследования, информации все же мало. Сергей и его дочь, восстановились (чего, к сожалению, нельзя сказать о британке Дон Стерджес), а после выписки оказались под программой защиты бывших агентов.
Бывший сотрудник британской разведки рассказал о жизни Скрипалей после покушения (1)
Российское издание "Новая газета" взяло интервью у бывшего сотрудника британской военной разведки с 25-летним стажем работы Филиппа Ингрэма, пытаясь выяснить, как обстоят дела отца и дочери на сегодняшний день.
На данный момент Скрипали находятся под наблюдением медиков и спецслужб. По словам Ингрэма, за соблюдение программы защиты отвечает особая Британская служба безопасности MI5.
Сколько всего агентов находятся под защитой этой программы, известно только ограниченному числу сотрудников, хотя и есть информация, что количество этих людей небольшое. На вопрос журналистки "Новой газеты", могли ли Скрипали из-за пристального внимания СМИ изменить внешность, Ингрэм ответил уклончиво.
Полковник объяснил, что изменять внешность необязательно, а на принятие такого решения влияет то, насколько велика опасность. Как оказалось, менять внешность или нет - обоюдное решение работника отдела MI5 и бывшего агента.
В 2004 году Скрипаля задержали в России, а через два года осудили. Его приговорили к 13 годам строгого режима в следственном изоляторе, но в 2010 году между Россией и США произошел обмен шпионами (США задержали десять русских шпионов, в том числе Анну Чапман), в результате чего Скрипаль был освобожден.
После выхода из заключения он уехал жить в Солсбери.
Ингрэм сказал, что ситуация с покушением - классический пример того, как живет бывший агент, если нет оснований считать, что он в опасности.
Без изменений во внешности Скрипаль спокойно гулял по улицам Англии и принимал в гостях своих родных. Скорее всего, прежний образ жизни Скрипаля был компромиссом между службой безопасности и самим Сергеем.
На данный момент что-то подобное невозможно. Ингрэм сказал, что сейчас Скрипалю будет трудно начать публичную жизнь, в том числе и потому, что после покушения прошло не так много времени. "Я подозреваю, что он до сих пор проходит обследования и интенсивное лечение, потому что у него были серьезные проблемы со здоровьем", - предположил Ингрэм.
Пока есть только догадки по поводу того, что Скрипаль находится в таком месте, где можно жить относительно нормально и при этом получать необходимую медицинскую помощь.
В интервью Ингрэм также рассказал, что до отравления Скрипаль поддерживал контакт с дочкой и другими родственниками, но российские спецслужбы - как и британские - знали об этом.
Если Скрипали захотят общаться с родственниками из России, им придется использовать одноразовые телефоны и электронную почту или через посредника. Британские спецслужбы не давят на бывших агентов, уверен Ингрэм.
Есть ли возможность, что Сергей и Юлия когда-нибудь смогут жить нормальной жизнью?
На этот вопрос полковнику ответить трудно. Ингрэм сказал, что всё зависит от них самих и напомнил, что Юлия еще в прошлом году появлялась на людях (и это был ее личный выбор).
ВИДЕО: Видеообращение Юлии Скрипаль от мая 2018 года
Конечно, ей давали советы, рассказали о плюсах и минусах этого решения. Она публично отказалась принимать помощь от России.
Дальнейшее развитие событий теперь зависит только от неё: Англия разрешает ей остаться в стране и получить британский паспорт, также она может изменить имя и личные данные. Так что, считает полковник, выбор за самой Юлией. Аналогично и в случае Сергея - ему рассказали, какие меры безопасности являются самыми надежными, но решение он должен принять сам.