«Раньше было так, что, если работник что-то натворил, - не вышел, например, на работу - я могу призвать его к порядку. Теперь я не осмеливаюсь даже сделать ему выговор, поскольку с большой вероятностью он тогда вообще на работу не вернется», - описал ситуацию пожелавший остаться анонимным глава строительной фирмы в Тартумаа.
С нехваткой рабочей силы он сталкивался долго, но в последние годы ситуация, по его словам, стала совсем дикой. «У меня было несколько случаев, когда работник уходит и даже не приходит за последними деньгами. Он просто исчезает», - жалуется предприниматель. Объявления о работе он по-прежнему вывешивает, причем планирует на всякий случай нанять больше работников, чем требуется. «Я уже учел, что часть работников просто уйдет», - пояснил он.
Строительный предприниматель такой не единственный. Руководитель по услугам для ищущих работу и работодателей в Кассе по безработице Марина Радик недавно отправила в Трудовую инспекцию письмо, поскольку в Кассу обращаются люди, которые хотят встать на учет как безработные, хотя в Трудовом регистре они значатся состоящими в трудовых отношениях.
«Когда мы начинаем узнавать, когда и как был прекращен трудовой договор, в основном, мы получаем ответ, что человек однажды просто не явился на работу или они устно договорились с работодателем, что он больше не работает», - описывает она.
Причина часто заключается в том, что работодатели не знают, что прекращение трудовых отношений надо зарегистрировать в течение десяти дней с момента ухода работника. Однако, если нет уверенности, что работник ушел окончательно, это сложно оформить. «Важно понять, что трудовой договор не заканчивается сразу, как только работник не является на работу», - подчеркнула Радик.