Cообщи

Влияние скандалов: Эстония может остаться без банков (11)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Деньги. Иллюстративное фото.
Деньги. Иллюстративное фото. Фото: GRAZVYDAS J / PantherMedia / GRAZVYDAS J

Сотрясающие эстонский банкинг скандалы в итоге доберутся до наших кошельков, пишет руководитель экономической редакции Postimees Харри Тууль.

Еще во вторник в первой половине дня казалось, что на скандале с отмыванием денег в Danske можно тихо поставить точку, то в среду скандал, связанный с подозрительными деньгами, разгорелся с новой силой. Для начала Финансовая инспекция сообщила, что запрещает деятельность по сути и без того усохшего Danske в Эстонии. А на следующее утро в СМИ появились статьи о том, что перемещавшиеся через Danske деньги как минимум частично проходили через Swedbank.

Поскольку суммы невероятные, а тема отмывания денег запутанная, без внимания осталось то, каково было влияние этих разоблачений - начиная с 2015 года, когда Danske под давлением Финансовой инспекции прекратил бизнес нерезидентов в Эстонии. Никого, образно говоря, в тюрьму не посадили, но деятельность банков изменилась до неузнаваемости.

Вставляют палки в колеса предпринимателям

Например, деньги нерезидентов, по сути, исчезли из эстонских банков. Есть еще счета, которые остаются пустыми. Но это лишь вершина айсберга, поскольку влияние оказалось широким, глубоким и уходящим далеко.

В банках Эстонии становится все сложнее открыть счет или производить расчеты с зарубежными фирмами. То, что судьба э-резидентства из-за этого оказалась на пороге вымирания – это второстепенно. Страдают как бизнесмены Эстонии, так и обычные наемные работники. Только на этой неделе коллега рассказал, как банк заморозил его гонорар, полученный за работу в зарубежном издании. Предприниматели уже несколько лет говорят о все возрастающей проблеме.

Правда, в прошлом году парламент изменил закон так, что для открытия предприятия больше не нужно иметь счет в Эстонии, это можно сделать в Европе. Это, конечно, представили в виде позитивной новости о свободе движения услуг в Европейском союзе, но подводные камни тут в другом. В Эстонии жизнь предпринимателей и бизнеса стала сложной, если не сказать невыносимой. Банкам проще отказать, чем начать ими заниматься. За всем этим, прежде всего, стоит страх. Это - гнетущий страх перед наказанием и ущербом репутации.

Заодно банки, а через них и клиентов, то есть нас с вами, нагружают все разрастающейся бюрократией. Таким образом, хотят прищемить хвосты мошенникам и жуликам, но, как это часто бывает, больше всего страдают честные предприниматели и законопослушные граждане.

Мрачное будущее

Косвенно влияние может добраться и до рядовых клиентов. Интерес банков работать в Эстонии и так претерпевает тенденцию спада из-за мизерности рынка. Например, Nordea и DnB годами искали жениха для своих бизнесов, объединились в Luminor и продались американцам. В случае, если банковские счета фирм начнут перемещаться в Европу, сокращаться начнут и доходы действующих на местном рынке банков, и их интерес вести здесь бизнес упадет еще больше. Возникнет решение уйти или потребность начать увеличивать доходы, например, поднимая платы за услуги.

В качестве лекарства от этого была высказана идея, что на рынок мог бы прийти новый банк с государственным участием. И хотя в определенной ситуации это могло бы стать необходимым, по своему характеру это в любом случае плохой знак. Это может означать две вещи: возведение препятствий на рынке, или наоборот, полное их удаление со стороны государства. В теории, последнее оправданно, но возникновения такой ситуации не хочет никто.

В то же время говорится, что свято место пусто не бывает, и на место ушедших придут новые. Например, эстонские мелкие и крошечные банки. Так, LHV приобрел кредиты недавно закрытого Versobank, а Coop хочет принять часть бизнеса Danske. Есть надежда, что все со временем наладится. Держу кулаки за то, чтобы это не осталось всего лишь утешением.

Наверх