Владелец обанкротившегося металлопромышленного предприятия Эрих Рейметс обвиняет бывших подчиненных, братьев-близнецов Марека и Янека Тоби в крупной краже, которую расследует прокуратура. По словам братьев, самый большой вор – это сам Рейметс. Но тяга к бизнесу у обеих сторон на некоторое время исчезла, пишет Postimees.
Банкротство крупного производства: бизнесмен обвиняет братьев-подчиненных в краже
Основанная в конце прошлого десятилетия Marsalis Metall была крупнейшим работодателем Локса. На пике в фирме, производившей металлические конструкции и бетонные элементы, работало почти 400 человек. Поскольку дела шли хорошо, предприятие вынашивало большие планы о расширении. В 2016 году был приобретен исторический Локсаский судоремонтный завод, чтобы удвоить производство.
Однако с этого и начался спад компании. В октябре прошлого года крупное производство официально обанкротилось, при этом на нем повисла налоговая задолженность в размере 4,3 миллиона евро. Миллионы задолжали и бизнес-партнерам. Сотни людей остались без работы.
«Ощущение такое, будто я постарел на 20 лет, - говорит крупный собственник и бывший глава Marsalis Эрих Рейметс, который категорически запретил фотографу его снимать. – Охота к ведению какого бы то ни было бизнеса полностью пропала. Скорее, я пошел бы куда-нибудь на госслужбу и некоторое время перекантовался бы там».
Договор честных людей
По словам Рейметса, имеющего большой опыт в строительном бизнесе, положение Marsalis стало ухудшаться около года назад. С одной стороны, у них возникли проблемы с выполнением договора, поскольку банк не дал гарантий, с другой – на них наседал Налоговый департамент, который обвинил Marsalis в налоговом мошенничестве.
Но, что хуже всего, - вместе с другом, также работавшим в Marsalis Каупо Тюрком, он обнаружил, что, вероятно, его подчиненные ведут двойную игру и крадут с Локсаского завода.
Marsalis grupp состояла из нескольких подразделений, которые занимались строительством, бетонными работами и производством металла. Рейметс работал в головной конторе концерна в Таллинне и посещал Локса, по его словам, раз в неделю.
Все управление Локсаским заводом он доверил Мареку Тоби, который, согласно трудовому договору, занимал должность руководителя производства. По словам Рейметса, Тоби приходилось заниматься и кадрами, и субподрядчиками. Мареку помогал его брат-близнец Янек, который поначалу работал в Marsalis руководителем строительства, а затем - директором по продажам. Оба брата были силачами и возглавляли Эстонский союз тяжеловесов.
Рейметс описывал впоследствии, посыпая голову пеплом, что постоянно получал от Тоби доклады, что все в порядке и дела идут все лучше. «Если человек, которому я доверяю, говорит мне, что все хорошо, я действительно не буду проверять, завезли ли на завод упаковку бруса или нет», - ответил он на вопрос, где были его глаза, когда была совершена предполагаемая кража.
Рейметса поддержал Тюрк, который утверждает, что, поскольку начало 2018 года было для фирмы трудным, они вместе со всеми руководителями, в том числе братьями Тоби, заключили так называемый договор честных людей, чтобы поддержать друг друга в трудное время. Некоторое время спустя, в мае-июне, Янек Тоби в ходе словесной перепалки заявил, что ему «глубоко по х.., что станет с Marsalis», - вспоминает Тюрк.
Дела у Marsalis были плохи уже давно, но серьезный спад начался с момента переезда Локсаского завода.
В головах у Рейметса и Тюрка зажегся сигнал опасности: с предприятия могут воровать. Что произошло дальше - доподлинно не известно, поскольку взгляды сторон диаметрально противоположны. Прошлой осенью Рейметс нанял адвоката и подал в прокуратуру заявление о совершении преступления.
Обещал большую войну
Марека Тоби обвиняют в том, что под его руководством с Локсаского завода в течение полугода вынесли огромное количество - более 100 тонн - металлических отходов. Для этого он лично распорядился, чтобы охранники и руководитель охраны не проверяли въезжающие и выезжающие автомобили и не вносили транспортные средства в тетрадь.
Деньги, заработанные на металлоломе, поступали в обанкротившуюся на сегодняшний день Metall Leader Production (MLP), через которую в Marsalis арендовали рабочую силу. Поскольку счета MLP вскоре были арестованы, деньги были переведены на другие фирмы, связанные с Мареком Тоби или его близкими, например, на счет Spero OÜ. Были ли фирмы, использованные для совершения кражи, связаны с Тоби, из заявления не следует. Кроме того, согласно обвинению, с завода вывезли большое количество металлических деталей, дерева и бетона, а также инструменты, на что имеются показания нескольких работников. Рейметс также рассказал, что Тоби прошлой осенью попался на краже. «У нас была предварительная информация, что на следующий день хотят на чужой машине вывезти с завода бетонные стены, - описал он. – Когда мы утром туда приехали и потребовали от Марека документы - куда идет товар, он убежал. В то же время пообещал нам всем большую войну. Но мы поймали его на краже».
Тоби обвиняют в умышленном нанесении предприятию вреда. Marsalis, помимо всего прочего, производила на Локсаском заводе большие плоскодонки, т.е. баркасы. Они заключили с одной фирмой в конце 2016 года сделку на изготовление двух баркасов стоимостью почти в 2 миллиона евро.
Согласно обвинению, Тоби самовольно изменил договор, который разрешал клиенту платить за баркасы напрямую субподрядчикам, всего 18 фирмам, часть которых работали на заводе Marsalis. Это означало, что Marsalis остался с пустыми руками. Были ли эти 18 фирм связаны с Тоби и почему он изменил договор, из заявлений не ясно. Сам Рейметс предположил потом, что эти фирмы платили Мареку процент наличными.
Хотя главным героем заявления о преступлении является Марек Тоби, своя доля досталась и его брату-близнецу Янеку, которого обвиняют прежде всего в захвате шведской дочерней компании Marsalis. Marsalis Bygg Sverige получила в Швеции строительный подряд. Согласно обвинению, Тоби и Индрек Матсон (последний стал руководителем строительства в Marsalis после Янека) солгали руководству, что шведская дочерняя фирма не сможет выполнить договор, поэтому надо его расторгнуть. «На самом деле мы могли его выполнить», - говорит Рейметс, добавляя, что подчиненные хотели просто продолжить работу от лица своей фирмы E4Construction, что и было сделано. Кроме того, еще несколько бывших ведущих сотрудников Marsalis обвиняются в пособничестве преступлению или присвоении имущества.
Интересно, что хотя Марека Тоби заклеймили как главного виновника, Рейметс испытывает к нему своего рода симпатию. «Марек – на самом деле большой молодец и трудяга», - хвалит он. Великим комбинатором он считает Янека. «Очень ловкий продавец и болтун, - вздыхает Рейметс. – Он хитер и именно он является мозгом всей операции».
Смешное обвинение
Когда я вываливаю братьям лавину обвинений, они очень удивлены. Марек Тоби даже смеется. «Я обалдел, слов нет, - говорит он. – Должно быть, я очень богатый человек, если все эти вещи (которые, как утверждается, украдены – прим. ред.) мои».
Затем Тоби начинает яростно нападать на другую сторону. «Рейметс и его компания сами надули полмира. Мы боролись с этим, а теперь показывают пальцем на меня. То, что Рейметс обо мне говорит, - песчинка по сравнению с тем, что сделал он сам!»
Было ли под руководством Тоби вывезено с завода 100 тонн металлолома? Тоби признается, что знал об этом. Вывоз лома, но не в столь большом количестве, как значится в обвинении, по его словам, организовали работники завода, которые несколько месяцев не получали зарплату. Он просто дал на это свое согласие.
«Эти деньги передали мне как частному лицу, и я отдал их руководителям подразделений, которые в полном объеме выплатили их рабочим, чтобы покрыть их зарплаты за май, июнь, июль и частично август», - рассказал он, подтвердив, что сам не получил ни цента. «Квалифицируется ли этот поступок как преступление, это решит суд. Я исходил из человеческого аспекта», - сказал он. По его словам, к Spero OÜ, куда, согласно обвинению, поступили деньги, он не имеет никакого отношения.
Как Тоби поясняет изменение договоров о баркасах? «Marsalis хотела обмануть всех субподрядчиков! - не удерживается Тоби. - Все деньги, которые поступили за баркасы, в действительности уже пошли в карман самого Рейметса, поэтому ему нельзя было больше доверять». В связи с этим, по его словам, он заключил с клиентом соглашение о том, что последний купит материал, а субподрядчики сами построят баркасы, выведя Marsalis из игры.
Бывший глава производства считает, что все сделал для того, чтобы с тонущего корабля спаслись партнеры и работники. Он, по его словам, не взял у Marsalis ни единого цента. «У меня нет ни одной фирмы, и, честно говоря, я считаю, что мне очень долго не захочется этого», - сказал он.
По словам Тоби, дела у Marsalis были плохи уже давно, но серьезный спад начался с момента переезда Локсаского завода. Он назвал тогдашние планы по расширению «большим пузырем, который господин выпустил из рта и который, наконец, лопнул». По словам Тоби, фирма никогда не зарабатывала реальной прибыли, а прибыль, указанная в отчетах, - всего лишь обман зрения с помощью бухгалтерии.
Он убежден, что его обвиняют лишь потому, что хотят замаскировать кражу, совершенную самим Рейметсом. По словам Тоби, Marsalis долгое время обманывала эстонское государство с налогами, использовав для этого различные схемы с участием фирм по аренде рабочей силы, чтобы не платить в Налоговый департамент налоги с работников. «Я считаю, что в Эстонии нет ни одной фирмы по аренде рабочей силы, которой мы не задолжали бы. И если Рейметс говорит, что я во всем этом виновен, здесь что-то очень неправильно».
На ком шапка горит?
Комментарий близнеца Янека Тоби был примерно таким же. Его обвиняют в том, что он разорвал строительный договор шведской дочки Marsalis, чтобы продолжить выполнение договора с другой фирмой. «Это столь подлые заявления, что я сразу даже не смогу ответить», - говорит Янек. По его словам, решение не продолжать совместную работу поступило от самого Рейметса, после чего они расторгли договор. «Я даже отправил об этом письмо клиенту», - сказал он.
Янек Тоби обвиняет Рейметса в том, что он последовательно опустошал предприятие. «А теперь он пытается выйти чистеньким. Использует крутых юристов и другую фирму, такую же гнилую, как Marsalis», - дрсадует Тоби.
Рейметс и Тюрк удивлены заявлениями братьев Тоби. «Собственники даже не забрали дивиденды из Marsalis, не говоря о каких-либо переводах, - сказал Рейметс. – Это настолько клеветническое обвинение, что я сразу даже не могу что-то ответить». Что касается зарплат, они, по словам Рейметса, были выплачены всем, хотя, возможно, с некоторой задержкой. Кроме того, люди получили деньги из Кассы по безработице, заметил Рейметс.
«То, что говорят Тоби, - сплошая ложь. Они хотят произвести впечатление робингудов, хотя на самих шапки горят», - считает Каупо Тюрк. Ему кажется абсурдным, что работники остались без зарплаты, хотя Тоби самовольно помогали вывозить для этого металлолом. «То, что они сделали, - это организованная преступность», - резюмировал Тюрк. Оба они остались при своем: Тоби мухлевали на заводе, чтобы скопить начальный капитал для нового предприятия. «Им был нужен стартовый капитал. Если ты работник на зарплате, ты не можешь на следующий день начать бизнес стоимостью в несколько миллионов евро», - сказал Рейметс.
Если взглянуть на оборот E4Construction, перенявшей объект шведской дочки Marsalis, то во второй половине прошлого года он резко вырос, достигнув свыше 1,6 миллиона евро за квартал. Фирма принадлежит уже упомянутому Индреку Матсону и Ало Рыымуссаару.
У фирм с участием Янека и Марека Тоби за последний год таких оборотов не было и близко.
Не поладили с Налоговым
Смертельным ударом для Marsalis стало то, что в конце 2017 года фирма попала в поле зрения Налогового департамента, который заподозрил их в мошенничестве с налогами.
Способ Marsalis платить зарплату работникам был не совсем обычным. Вместо того, чтобы оформлять заводских работников на работу напрямую, они использовали определенные фирмы, у которых арендовали рабочую силу.
Одной из них была, например, Edinet Partner, которая попала на зубок Налоговому департаменту. Последний пришел к выводу, что в действительности работники Edinet Marsalis не сдавала работников в аренду и речь шла о работниках самой промышленной компании.
Цель схемы заключалась в уменьшении налоговой нагрузки и увеличении включенного налога с оборота. А налоги возлагали на плечи Edinet, которая вскоре обанкротилась. После Edinet Marsals использовала для аренды работников уже упомянутую MLP. Марек Тоби назвал ее подставной фирмой, на которую после банкротства Edinet были перерегистрированы все работавшие на Marsalis люди.
Фирмы по найму рабочей силы регулярно выставляли Marsalis счета, которые своевременно оплачивались. «Все налоги были уплачены до копейки, - подтвердил Эрих Рейметс. – Мы никак не уменьшили налоговую базу». По словам Рейметса, они платили НСО, а фирмы по найму рабочей силы - социальный налог.
Несмотря на все это, сейчас у Marsalis имеется перед государством налоговая задолженность в 4,3 миллиона евро. Рейметс и его адвокат надеются, что им удастся убедить Налоговый департамент, что они не обманывали государство и честно платили все налоги.