Cообщи

Забвение морского судоходства обошлось Эстонии в 3,2 миллиарда евро (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Круизный лайнер.
Круизный лайнер. Фото: SEBASTIEN SALOM-GOMIS / AFP

Заведующий отделом развития Департамента водных путей Ээро Наабер заявил, что по расчетам из-за угасания сектора судоходства в 1993-2019 годах Эстония недосчиталась до 5% от ВВП, т.е. вместе с прямой, косвенной и индуцированной добавленной стоимостью суммарно 3,2 миллиарда евро. Уменьшение налоговых поступлений в секторе мореходства за тот же период Наабер оценил на сумму 1,1 миллиарда, пишет Postimees.

Ээро Наабер
Ээро Наабер Фото: Jaano Martin Ots

После вступления в силу пакета поправок к Закону о судоходстве эксперты считают возможным, что процент ВВП, связанный с мореходством, вновь начнет расти. Первые плоды нового закона стоит ожидать не ранее 2021 года, да и то лишь в том случае, если за вступлением закона в силу последует ряд неизбежных прикладных мер. У Департамента водных путей уже готов план необходимых действий на последующие годы. Нет лишь подтверждения, что на их покрытие будут выделены бюджетные деньги.

Закон принят, а бюджет пусть ищет следующее правительство!

Следующий важный шаг для развития судоходства – разрешение Еврокомиссии на госпомощь для применения налоговой льготы морякам. Ходатайство и рассмотрение этого – трудоемкие процессы, для чего придется, видимо, нанять адвокатское бюро в Брюсселе. Параллельно ходатайству о госпомощи можно изменить другие необходимые законы, довести до конца ревизию морского права, разработать цифровые процессы и интернет-приложения для регистрации и контроля судов и подготовить центр обслуживания клиентов, который работал бы 24/7.

Подготовкой различных частей законопроекта занимались несколько министерств, процессом руководил Департамент водных путей, однако бюджет для этих нужд выделен не был. На сегодняшний день дефицит составляет уже около 300 000 евро, и с каждым годом дополнительно будет требоваться 1,9 миллиона евро.

Откуда возьмутся деньги на покрытие расходов по деятельности и инвестиций, пока неясно. Для развития конкурентоспособности судоходства министерства, департаменты и учреждения назначили несколько комиссий, рабочих групп и ответственных лиц, но почти столько же раз отклонили ходатайства о финансировании этой деятельности.

Единственный заключенный между EAS и Департаментом водных путей договор о целевом финансировании деятельности, связанной с законопроектом о судоходстве, завершился в последний день 2018 года, из бюджета в 400 тысяч евро по бюрократическим причинам не было использовано 247 тысяч евро. Департамент водных путей использовал для покрытия расходов, связанных с законопроектом о судоходстве, дополнительно свыше 100 тысяч евро из своего фонда зарплат. Соглашений о продолжении финансирования на сегодняшний день нет.

Судовой регистр будут развивать с помощью пособий PRIA

Чтобы рекламировать услуги эстонского судового регистра по всему миру, необходимо начать с развития цифровых регистрационных услуг и процессов обслуживания клиентов. Поскольку Министерство экономики и EAS не нашли необходимой для этого суммы, Департамент водных путей ходатайствовал и получил на развития инфосистемы судоходства 1,5 миллиона евро от PRIA (Департамента регистров и информации о сельском хозяйстве), находящегося в подчинении Министерства сельского хозяйства.

Конкуренция с Панамой, Либерией и Гонконгом стоит дорого

Крайне важны информирование и маркетинг. Чтобы судовладельцы вообще задумались о том, чтобы перейти под эстонский флаг, они должны знать о такой возможности. Эстонский судовой регистр должен быть способен быстро, компетентно и надежно отвечать на запросы. Сегодня даже не назначен департамент, который отвечал бы за эту сферу, не говоря о центре информации или обслуживании клиентов. Однако у Эстонии есть очень хороший опыт презентации программы э-резидентства в мире. Подобное road-show необходимо подготовить и для услуг нашего электронного судового регистра и для берегового сектора. Почему бы и не в сотрудничестве с программой э-резидентства, поскольку цифровые услуги являются одним из преимуществ, которые могут помочь Эстонии пробиться в глобальном мореходстве.

Надо 1,9 миллиона евро в год

Часть необходимых шагов министерства, департаменты и учреждения могут предпринять в рамках своего бюджета. В то же время некоторые действия и развития не умещаются в рамки имеющегося бюджета и нуждаются в отдельном финансировании.

Согласно расчетам Департамента водных путей, на рассмотрение застрявших на середине законопроектов и ходатайства о разрешении на предоставление госпомощи уйдет 200 тысяч евро, и дополнительный расход на создание регистров и их рекламу составит 1,9 миллиона евро в год. Согласно предварительным подсчетам, ко дню призыва судов ходить под эстонским флагом придется инвестировать 2,1 миллиона евро, а стоимость последующей маркетинговой кампании составит 1,9 миллиона евро в год. Доход от внесения судов в эстонский регистр мог бы начать поступать со второго года после вступления закона в силу и полномасштабного запуска регистров.

Политический пинг-понг между чиновниками и политиками на тему финансирования мер по реализации законопроекта о судоходстве не дает особых причин для оптимизма. Один раз причиной для отказа послужило то, что закон еще не был принят, потом то, что на основании закона еще не поступило дополнительных доходов, из которых можно было бы покрыть все возможные расходы. Ирония состоит в том, что, поскольку бизнес судовых регистров носит международный характер, на нынешнем этапе не могут существенно помочь и частные предприниматели, которые на более позднем этапе будут зарабатывать дополнительную прибыль от регистрации судов под эстонским флагом.

Механизмы влияния Закона о судоходстве

Влияние Закона о судоходстве комплексное и многоуровневое, а регистрация судов под эстонским флагом принесет выгоду эстонским предпринимателям, работникам и налогоплательщикам на различных уровнях. Судовые регистры – это глобальный бизнес, где страны конкурируют между собой за регистровые налоги. У частных предпринимателей в этой области коммерческие возможности появятся, когда государство начнет гонку с другими держателями регистров.

Приступая к строительству нового судна или оптимизируя деятельность уже имеющегося, судовладелец выбирает страну, с регистром которой он будет иметь дело. Для судовладельца общение с регистром – существенный расход времени и денег, поэтому вдобавок к величине регистрационной платы важным аргументом являются также простота делопроизводства, скорость обслуживания клиентов, возможность использования э-приложений и прочих вспомогательных услуг, например, юридической помощи, доступности финансовых консультаций в стране регистра.

Для администрирования судна судовладелец учреждает поблизости от регистра фирму, открывает там контору или нанимает адвокатское бюро, которое представляет судовую компанию при общении с регистром и прочем делопроизводстве.

При необходимости в том же районе находят другие услуги, например, финансовые, страховые и охранные.

Причем совершенно не имеет значения, ходило ли в море судно, дела которого улаживают в регистре, под флагом какой-то страны или нет, необходимые для регистрационных действий инспекции можно проводить в любом международном порту. Вопрос о налоге на зарплату моряков здесь отходит на второй план, поскольку в глобальном мореходстве нулевой подоходный налог – это стандарт. Зачастую собственники судов используют для вербовки экипажа конторы по комплектации и вместо налогов на зарплату и рабочую силу платят за услугу этой конторы, причем не обязаны знать, налоговыми резидентами какой страны являются моряки.

Наверх