Cообщи

В гонке выборов уверенно и с большим преимуществом победили Кая Каллас и Партия реформ (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

На этих выборах в Рийгикогу можно было с точностью до минуты сказать, когда определился победитель. Это произошло в 20.35, когда стали известны результаты э-голосования. Партия реформ набрала 40% голосов, в то время как Центристская партия – всего 12%. В этот момент опытным политикам стало ясно, что дело сделано: выборы выиграла Партия реформ.

Математика не слишком сложна. Разница между Партией реформ и Центристской партией после обнародования э-голосов составляла 70 000 голосов в пользу белок. Учитывая предвыборную активность, было ясно, что в день выборов партиям оставалось распределить между собой менее 200 000 голосов. И тут вывод прост: Центристская партия, чтобы сравнять счет с Партией реформ, должна была получить 70 000 бюллетеней в свою пользу, при условии, что реформисты не получат ничего. Поскольку это было невозможно, Центристской партии, очевидно, нужна было почти половина всех бумажных голосов. Это тоже было практически невозможно. Таким образом, тем, кто умел быстро считать, победитель выборов стал известен сразу после публикации э-голосов, и весь накал страстей в этом плане прошел.

Большая часть общества верит в светлое будущее с Каей Каллас.
Большая часть общества верит в светлое будущее с Каей Каллас. Фото: Raul Mee

Ведущие политики Центристской партии сумели собраться только в заключительной фазе подсчета голосов, когда лидер партии Юри Ратас озвучил одну из причин провала – те самые э-избиратели, которых надо уметь лучше убеждать. Очевидно, что, хотя э-избиратели не являются отдельной группой, а представляют собой смесь избирателей всех партий, перевес Партии реформ по э-голосам рос от выборов к выборам и до сих пор никто не мог составить ей конкуренцию.

В то же время э-избиратели выбирают Партию реформ не только потому, что не надо идти на избирательный участок. Причины поражения Центристской партии намного глубже. Глядя на распределение мандатов на выборах в Рийгикогу, очевидно, что EKRE забрала себе большую часть потенциальных голосов, которые могли получить центристы.

Если исключить три избирательных округа Таллинна, EKRE практически во всех остальных округах была минимум вторая и только в Ида-Вирумаа осталась далеко позади. Наяду с этим ею была одержана победа в двух округах, в том числе, в Пярнумаа, который всегда был очень успешным для Центристской партии.

Когда стали известны результаты, делегация "Отечества" побывала на всех партийных вечеринках. Свен Сестер и Лембит Сибуль из "Отечества" приветствуют центристов Майлис Репс и Кадри Симсон.
Когда стали известны результаты, делегация "Отечества" побывала на всех партийных вечеринках. Свен Сестер и Лембит Сибуль из "Отечества" приветствуют центристов Майлис Репс и Кадри Симсон. Фото: Tairo Lutter

Влияние отдельных событий на этот раз могло выразиться в танце вокруг языка обучения в Кохтла-ярвеской госгимназии. Политический противник безжалостно использовал путаные заявления Центристской партии и министра образования Майлис Репс. Урожай голосов самой Репс составил около 2000, что явно было ниже ожидаемого.

Вообще избиратели сочли на этих выборах, что лучший способ избежать нежелательного для них развития – отдать свой голос Партии реформ или EKRE. Результатом этого стал парламент из пяти партий, в котором по сравнению с прошлым созывом произошло много значительных изменений.

Возможные коалиции

Непопадание «Ээсти 200» в Рийгикогу существенно сузило выбор тез, из кого можно сформировать новую коалицию. По сути, парламент из пяти партий оставляет победившей Партии реформ два варианта.

Партия реформ-СДПЭ-«Отечество» = 56 мест

Партия реформ-СДПЭ-«Отечество» = 56 мест. Такого перевеса перед оппозицией достаточно, чтобы пережить перебегание того-иного депутата, что практически неизбежно случится в течение четырех лет. В такой комбинации государством управляли неоднократно, то есть бывало множество конфликтов и внезапных разводов. Особенно ярко у Партии реформ в памяти коалиция двух более мелких партий с Центристской партией, которая в 2016 году вытолкнула белок в оппозицию. Другие опять-таки помнят о привычке Партии реформ при необходимости выбрасывать партнеров за борт.

Хотя в политике ничего не забывается, доминирует прагматика. Никто из мелких партий не хочет остаться в оппозиции в тени уже гигантской EKRE. Лучшая возможность – вновь ударить по рукам с Партией реформ, для которой такая коалиция, несомненно, тоже была бы наиболее удобной.

Партия реформ – Центристская партия = 60 мест

Очень приличный перевес и стабильность двух партий. Но этот вариант осложняет то обстоятельство, что придется лобызаться с самым серьезным соперником, с которым по некоторым принципиальным вопросам есть явные разногласия. Но переговоры и существуют для разрешения противоречий, если есть такое желание. Ратас сказал, что будет работать над спасением коалиции. Учитывая отставание от Партии реформ, им пришлось бы пойти на очень много уступок, и сам Ратас должен был бы искать достойное место для себя, что бывшему премьер-министру сделать нелегко. Кроме того уступки, которых требует Партия реформ, для Центристской партии были бы слишком велики: Каллас назвала красными линиями политику в области гражданства, 500-евровый необлагаемый минимум и вопрос об эстоноязычном образовании.

Центристская партия-EKRE-«Отечество» = 57 голосов

Соцдемов мы не увидим в одном правительстве с EKRE, так что единственная возможность для центристов договориться за спиной Партии реформ – сделать это в такой комбинации. Другое дело, как Центристская партия смогла бы объяснить привлечение EKRE, которое Ратас ранее исключил В то же время в Центристской партии есть политики, которые такого не исключали, и если вдруг кто-то из них случайно станет новым лидером партии...

Победители на выборах

Партия реформ

В какой-то момент вычеркнутые из числа тех, кто борется за победу, белки сумели до дня выборов добиться того, что стало неочевидно, что Центристская партия победит. Но то, что Партия реформ победит сама и с таким перевесом, стало неожиданностью и для многих реформистов.

Партия показала лучший результат на выборах за всю историю, получив в Рийгикогу 34 места, на 8 мандатов больше, чем их главный соперник – Центристская партия. Причем следует повторить, что целый год Партия реформ не была фаворитом на выборах, в связи с чем лучший результат особенно заслуживает внимания. Выборы в том числе были выиграны в одном таллиннском избирательном округе, а также на островах, где накануне выборов можно было предположить большой перевес EKRE.

Кая Каллас, показав впечатляющий результат, окончательно вышла из тени своего отца.
Кая Каллас, показав впечатляющий результат, окончательно вышла из тени своего отца. Фото: Raul Mee

Кая Каллас

Председатель Партии реформ Кая Каллас с 20 000 голосов показала один из сильнейших результатов за всю политическую историю Эстонии. Своих конкурентов в округе председателей – Харьюмаа и Рапламаа - она опередила с лихвой. Такой результат был очень нужен и ей самой, поскольку теперь она доказала, что ее избрание лидером партии несмотря на предупреждения многих критиков было очень правильным решением. После вчерашнего вечера никто не имеет права ставить вопрос о том, кто должен быть главой партии. Также Кая Каллас доказала, что она больше не находится в тени своего отца Сийма Калласа – она уже из нее вышла.

С таким мандатом и доверием Каллас очень уверенно может идти на коалиционные переговоры. Команда Партии реформ, много лет работавшая слаженно, а в годы перед выборами начавшая трещать, вновь шагает в ногу.

Кая Каллас: первое предпочтение – правительство с «Отечеством» и соцдемами

Kaja Kallas Reformierakonna valimispeol.
Kaja Kallas Reformierakonna valimispeol. Фото: Raul Mee

Председатель Партии реформ Кая Каллас, которая в Харьюском и Рапласком уездах добилась отличного личного результата, еще вчера сказала, что сначала хотела бы провести коалиционные переговоры с «Отечеством» и социал-демократами.  Основное решение о дальнейших шагах партия намерена принять сегодня, на совещании, на которое правление соберется в 11 часов.

- Поздравляю с замечательным личным результатом. Вы получили более 20 000 голосов. Это больше, чем у вашего предшественника Таави Рыйваса на прошлых выборах в тех же Харьюском и Рапласком уездах и почти в два раза больше, чем набрал Юри Ратас сегодня. Почему разрыв с Ратасом получился таким большим?

- Вот, не знаю.

- Такой разрыв с Ратасом вас удивил?

- Да, очень удивил. Я сама думала, что речь идет об очень сложном округе. Юри Ратас был очень популярен, и там баллотировались и другие очень сильные кандидаты, например, Марина Кальюранд от соцдемов, или Марко Михкельсон от нас. Я думала, что получу намного меньше голосов.

- С кем первым вы намерены провести коалиционные переговоры?

- Нужно посмотреть, какие комбинации возможны. Это математика в пределах 101. Я исключила сотрудничество с EKRE. "Ээсти 200" в парламент не попала. То есть, остаются лишь три партии, с которыми можно вести переговоры. Соцдемы и «Отечество» будут первым предпочтением.

- В течение кампании Партия реформ жестко противостояла Центристской партии, а вы лично – Юри Ратасу. В случае, если тройственный союз не появится или переговоры провалятся, представляете ли вы себе правительство двух гигантов – вас и Центристской партии?

- Я, конечно, представляю. Я и раньше говорила, что есть три большие темы, которые являются сложными, и где мы не уступим. Одна – налоговая политика. Конечно, мы ходим единообразную налоговую систему, где одинаковый не облагаемый налогом минимум действовал бы для всех, а потом - общий подоходный налог. Второй – политика гражданства: экзамен должен остаться. Третий – языковая политика, то есть эстоноязычное образование. Здесь у нас есть различия с Центристской партией, на другие темы мы можем говорить.

- По этим вопросам вы не отступите ни на миллиметр?

- Не хотелось бы отступать. Это наши красные линии.

- То есть первое предпочтение - все же коалиция с «Отечества» и социал-демократами?

- Да, конечно.

- Почему?

- Потому  что сотрудничество с этими партиями раньше шло хорошо. Мы солидарны по многим вопросам, а кроме того, еще по многим вопросам дополняем друг друга с социал-демократами.

- В то же время именно «Отечество» и соцдемы несколько лет назад вышвырнули реформистов из правительства. Это на сегодня забыто?

- В политике невозможно удержаться надолго, если ты обижен. Маргус Цахкна, который был инициатором правительства меньшинства, ушел из «Отечества». Сегодня мы спорим больше о принципах, а не на личные темы.

Хольгер Роонемаа

«Отечество»

Вечеринка «Отечества» вчера была очень скромной, хотя со стороны кажется, что есть много причин для радости. Партия, долгое время показывавшая очень плохие рейтинги, сделала это снова, и рейтинги были продемонстрированы тогда, когда это было нужно больше всего. Другое дело, чего ждали в самой партии. Но утрата двух мест по сравнению с выборами четырехлетней давности – мелочь, если учесть, что за полгода до выборов рейтинг партий вообще был ниже избирательного порога.

EKRE

Когда партия в два с лишним раза увеличивает свое представительство в Рийгикогу, это большая победа. Зачатки прекрасного результаты были заметны уже после публикации э-голосов, когда выяснилось, что популярная среди молодежи EKRE получила значительное количество интернет-избирателей. В этом могла сыграть свою роль и очень тщательно направленная на соцсети массовая кампания. Правда, попасть в правительство EKRE будет сложно, если не невозможно, поскольку с учетом непопадания «Ээсти 200» в Рийгикогу, число комбинаций в пятипартийном парламенте невелико. Чем сложнее будут переговоры между другими партиями, тем выше будут шансы EKRE, которая уже начала их искать.

 

Раймонд Кальюлайд

На фоне общего провала Центристской партии Кальюлайд – один из тех, кто показал очень мощный результат и собрал восьмой по величине урожай голосов. С более 7000 голосов он обошел и Яну Тоом. В Центристской партии лучше него показали результат лишь Михаил Кылварт и Юри Ратас.

Проигравшие на выборах

Центристская партия

Шедшая за победой и 34 мандатами Центристская партия крупно провалилась. Последние дни перед выборами позволяли ожидать, что если она и уступит Партии реформ, то чуть-чуть, но такого поражения в партии не ждали. Ведущие политики Центристской партии вчера долго искали слова, пытаясь обосновать поражение. Ясно, что на одних только бумажных бюллетенях к победе не приедешь. Явка оказалась ниже в исконных центристских вотчинах вроде Таллинна и Ида-Вирумаа, а в некоторых округах они отдали много голосов EKRE.

Премьер-министр Юри Ратас и Таави Аас
Премьер-министр Юри Ратас и Таави Аас Фото: Tairo Lutter

Юри Ратас

Для премьер-министра и лидера Центристской партии 9710 голосов в крупнейшем округе может быть только разочарованием. В 2015 году, баллотируясь в том же округе, Ратас получил лишь на 1778 голосов меньше. Общий результат по Харьюмаа и Рапламаа оказался у центристов ниже, чем у EKRE.

"Ээсти 200"

У новой политической силы еще весной и летом было достаточно потенциала, чтобы пройти в парламент. Однако затем рейтинг партии неуклонно снижался и, в конце концов, составил всего 4,5%.

До избирательного порога в 28 000 голосов партии не хватило 3000 голосов. Все указывает на то, что на момент решения их потенциальные избиратели сделали свой выбор в пользу Партии реформ.

СДПЭ

Потеря пяти мандатов по сравнению с предыдущими выборами – очень большое разочарование. Партия надеялась превзойти свой прежний результат и получить как минимум столь же хорошие позиции, как на прошлых выборах. Результат соцдемов уже второй раз показывает, что используемый с местных выборов 2017 года конфликт ценностей с EKRE идет только на пользу последним и не приносит ничего хорошего соцдемам. Лучший личный результат показала Марина Кальюранд, но и она получила лишь 5514 голосов.

Евгений Осиновский делает хорошую мину при плохой игре.
Евгений Осиновский делает хорошую мину при плохой игре. Фото: Madis Sinivee

Евгений Осиновский

Председатель соцдемов рискует утратить свой пост. В его пригодности в партии открыто сомневались еще до выборов, теперь эти голоса могут только усилиться. Его 2689 голосов – не уровень председателя партии: на выборах 2015 года, правда, в Ида-Вируском округе, Осиновский получил на сотню голосов больше.

Индрек Таранд

От Таранда, приход которого под знамена соцдемов рассматривался как большая победа Осиновского, ожидали чего угодно, но не 1057 голосов в Пярнумаа. В округе, который зачистила EKRE, Таранд не сумел составить конкуренцию даже Кадри Симсон и Тоомасу Кивимяги, не говоря уже о Марте Хельме. Результат откровенно слаб. От человека, дважды избиравшегося как независимый кандидат в Европарламент, ждали большего.

Янек Мягги

Получивший место министра госуправления в центристском правительстве Мягги получил от партии возможность возглавить список в округе Йыгевамаа и Тартумаа. Но первый номер набрал лишь 1671 голос и не прошел в парламент. Зато мечтавшего об этой должности Пеэтера Эрнитса оставили без нее, после чего он вступил в EKRE и набрал в Йыгевамаа и Тартумаа почти 4000 голосов.

Состав Рийгикогу

В новом составе Рийгикогу довольно много изменений, на что есть три причины.

Во-первых, в парламенте теперь нет целой фракции. Свободная партия сильно не дотянула до избирательного порога и ее восьми депутатов в Рийгикогу мы больше не увидим. Правда, к концу прошлого созыва фракция и без того поредела и уменьшилась до шести членов.

Эйки Нестор
Эйки Нестор Фото: Pilt videost

Второе изменение – потеря соцдемами пяти мандатов. В новом созыве Рийгикогу 10 депутатов СДПЭ, что на пять меньше, чем в прошлом. В составе новой фракции соцдемов несколько значимых изменений. Во-первых, в Рийгикогу больше не будет спикера Эйки Нестора, который до сих пор входил во все созывы парламента с 1992 года. Нестор, бывший лицом соцдемов в парламенте, получил 1492 голоса, поэтому в Рийгикоу не прошел.

В рядах соцдемов в парламенте больше нет и Райнера Вакра, надежды партии на будущее, который перед выборами оказался замешан в скандал с плагиатом. До этого он был одним из самых сильных спикеров партии на экологические темы и видел себя кандидатом на пост министра окружающей среды.

Третье и очень большое изменение в новом Рийгикогу – рост фракции EKRE в два с лишним раза. Вместо семи депутатов в новом созыве парламента 19 членов EKRE. В том числе, например, Лео Куннас, который уже неудачно пробовал попасть в Рийгикогу как независимый кандидат. Наряду с Мартом и Мартином Хельме в новом Рийгикогу теперь есть и третья Хельме – Хелле-Мооника, супруга Марта.

Можно сделать и другие замечания относительно нового Рийгикогу. Среди прошедших в Рийгикогу от центристов бросается в глаза, что должность, которая приносит место в парламенте, - это должность районного старейшины. В новом созыве Ригикогу пять центристов, занимающих эту должность. Кроме того, в парламент, естественно, прошли мэр Таллинна Таави Аас и глава горсобрания Михаил Кылварт. Можно предположить, что они не пойдут в Рийгикогу и останутся на своих должностях. В любом случае ясно, что место старейшины – один из лучших трамплинов для депутатов.

Впервые в Рийгикогу, по крайней мере, поначалу есть фракция, где поровну мужчин и женщин. У СДПЭ пять женщин и столько же мужчин. Интересно и то, что оказавшиеся избранными от этой партии женщины принесли на 5000 с лишним голосов больше, чем мужчины.

Наверх