Девять лидеров и их помощники оставили позади полное споров утро и сытный обед. Моей задачей было развлечь их, рассуждая о том, как защитить открытые общества от угрозы, которую представляет «гибридная война» - ядовитый коктейль Кремля из денег, пропаганды, подрывной деятельности и прочих приемов. Встреча президентов Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии в прекрасном городе Кошице в Словакии оставила меня в сложных чувствах.
Эдвард Лукас: Эстония как жертва империализма успешно находит общий язык с бывшими колониями
Несмотря на разделенное заключение в советской империи регион, который мы когда-то называли «Восточной Европой», не является монолитным. Даже через 30 лет после краха коммунизма иностранцы склонны небрежно наклеивать ярлыки и помещать все, что находилось на восток от железного занавеса, в одну и ту же категорию отсталых, странных и надоедливых стран.
Нужно признать, что этот стереотип небезоснователен. Президент Венгрии Янош Адер вместо кремлевского вмешательства назвал угрозой влиятельные меньшинства с богатыми спонсорами. Это кодовое название Джорджа Сороса, миллиардера и филантропа, который поддерживает благие либеральные начинания по всему региону, но в Венгрии является объектом развернутой правительством кампании ненависти.
Президент Чехии Милош Земан, мрачный вид которого контрастирует с его веселыми привычками, любит поспорить. Он курил все время обеда и осуждал своих коллег за их атлантицизм — история якобы показывает, что подлинные ложь и злодеяния идут со стороны ЦРУ.
Как меняются времена и люд!. Я впервые встретился с господином Земаном в коммунистической Чехословакии, когда его за реформистские взгляды уволили с престижного академического поста. Теперь он агитирует за лучшие отношения с Россией и Китаем. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан был в то время бодрым молодым либеральным диссидентом. Сейчас он твердо руководит пропутинским правительством, которое заставляет вздрогнуть другие европейские консервативные партии.
Но эти люди, их слова и дела — отклонение. Реальная история — это публичное противостояние антизападному и прокремлевскому коррупционному поведению и сопровождающим его нетерпимости и ксенофобии. Центральные и восточные европейцы любят достойную жизнь, свободу, законопослушность и открытость, которых они добились после 1989 года. Они видят в НАТО и Европейском союзе гарантов своих свободы и безопасности.
Оптимистичный и открытый настрой олицетворяет президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Ориентирующаяся на результаты 49-летняя женщина, недавно пробежавшая Нью-Йоркский марафон, пока за ней бежали переводящие дыхание телохранители. Бывшая еврократка пропагандирует высокотехнологические фирмы и современное электронное управление своей страны, как и усилия по повышению уверенности и лидерских навыков среди девочек. Это пробудило интерес в Мелании и Иванке Трамп, создав полезную для Эстонии связь с Белым домом.
Госпожа Кальюлайд ездила по Африке и региону Карибского моря, чтобы заручиться поддержкой для кандидатуры своей страны в члены Совета безопасности ООН. Эстония как жертва империализма успешно находит общий язык с бывшими колониями.
Вторая амбициозная фигура — Лаура Кодруца Кёвеши (45). Она была генеральным прокурором Румынии — первой женщиной и самым молодым человеком на этом посту. После этого она руководила антикоррупционным ведомством страны DNA — публичным институтом, который пользуется в стране самым высоким доверием. Политики уволили Кодруцу Кёвеш после того, как она стала слишком успешной. Теперь она несмотря на (красноречиво упорное) сопротивление собственного правительства является одним из главных кандидатов в лидеры новой прокуратуры ЕС.
Третья женщина, на которую стоит обратить внимание, это потенциальный новый президент Словакии Зузана Чапутова, адвокат, сделавшая имя на борьбе с подозрительной муниципальной свалкой и лидирующая в преддверии предстоящих 16 марта выборов, опережая двух кандидатов из числа политической элиты страны.
Эти бескомпромиссные женщины стимулируют воображение общественности и разрушают западные стереотипы. Если бы только партийная политика могла следовать их примеру. На парламентских выборах и в процессе принятий решений правительства общую картину часто затмевают коммерческие интересы, региональные конфликты и прочие факторы. Во многих странах региона принадлежащие к элите политики часто заслуженно пользуются репутацией самодовольных и коррумпированных.
Легко понять, почему избиратели испытывают потребность в чем-то новом, даже если со стороны оно кажется неприятным. Авторитарные фигуры, жулики и популисты обязаны своим успехом не тому обстоятельству, что их месседж находит отклик, а тому, что конкуренция среди политического мейнстрима является столь слабой и раздробленной.
Главный урок заключается в том, что бывший когда-то значительным разрыв между Восточной и Западной Европой обладает все меньшим значением. Если вы хотите увидеть подлинные признаки находящейся под угрозой демократии, взгляните на юг в Италию, где недавно выяснилось, что партию заместителя премьер-министра Маттео Сальвини Лигу финансировали напрямую из России. У французских «желтых жилетов», ведущих себя как грабители с большой дороги, зачастую антисемитов, мало коллег на бывшем коммунистическом Востоке.
Не находит понимания и нервное отношение Великобритании к Европе. У многих стран разногласия с Брюсселем, но никто не реагирует так, как мы. В то же время, жизнь без нас продолжается. Дискуссии между президентами были посвящены энергетической безопасности, то есть, российским газопроводам, и Афганистану: они боятся, что США хотят выйти первыми и бросить своих союзников. Много говорилось о военной мобильности: совместных усилиях НАТО и ЕС, направленных на изменение правил и инфраструктуры, чтобы позволить военнослужащим и снаряжению передвигаться быстрее и без задержек.
На состоявшейся в прошлый четверг встрече в Восточной Словакии президенты и их помощники задавали мне вопросы о Брекзите, но тем же тоном, каким вежливо спрашивают о страдающем деменцией любимом родственнике. Их гораздо сильнее беспокоит глупость британских политиков. Министр обороны Гэвин Уильямсон допустил промах в прошлом месяце, когда отметил военные усилия Великобритании, направленные на защиту «Литвы» (он имел в виду Эстонию, где Великобритания координирует действия НАТО). Глава МИД Джереми Хант недавно охарактеризовал Словению (бывшую югославскую республику) как бывшего «советского вассала. Он, скорее всего, имел в виду Словакию.
Во время обратного рейса из Кошице (всего два часа полета, прямо в аэропорт Лутон) меня охватило странное чувство: я покидал динамичную и интересную часть Европы и направлялся на ее своеобразную, но ослепленную периферию.
* * *
Эдвард Лукас — автор снискавших международный успех книг «Новая холодная война» и «Обман», журналист и вице-президент действующего в Вашингтоне и Варшаве аналитического центра Center for European Policy Analysis (CEPA).
Колонка Лукаса публикуется в BNS еженедельно, медиа-клиенты имеют такое же право на ее публикацию, как и на публикацию новостей. Представленные в колонке мнения, оценки и взгляды не отражают взглядов BNS.