Консорциум журналистов-расследователей OCCRP и литовский новостной портал 15min.lt разоблачили отмывание денег через учрежденный российским филантропом Рубеном Варданяном инвестиционный банк, откуда переводились миллиарды долларов, принадлежащие российской элите, пишет Postimees.
Рубен Варданян – российский инвестиционный банкир, который потратил годы, чтобы создать себе репутацию прозападного филантропа и двигателя социального предпринимательства, неоднократно принимая участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе и тратя миллионы долларов на благотворительные проекты. Армен Устян – сезонный рабочий на стройке, который живет со своей женой и родителями в Северной Армении и зарабатывает в Москве деньги ремонтом квартир.
На первый взгляд, между ними нет ничего общего, но странным образом подписи простого строителя появляются на документах, которые связывают его с инвестиционным банком миллиардером «Тройка Диалог», а отсюда тянутся ниточки к гигантской схеме по отмыванию денег, выстроенной для перемещения денег российской элиты. Помимо приближенных Путина, «Тройку» использовали для отмывания денег организованные преступные группировки. «Стиральная машина» была обнаружена сетью расследовательской журналистики OCCRP и литовским порталом 15min.lt, речь идет об одной из крупнейших утечек документов, связанных с банковскими переводами. Речь идет о 344 миллиардах евро, свыше 1,3 миллиона денежных переводов, к которым причастны 223 000 фирмы и частных лиц.
Документы анализировали множество медиапартнеров со всего мира, в том числе Postimees.
Из документов следует, что от лица Устяна с использованием копии его паспорта были открыты счета в офшорных фирмах, подлинным владельцем которых был банк «Тройка». В период с 2006 по 2013 года в «Тройку» поступило более 3,35 миллиарда долларов черных денег, с помощью банка из России было выведено имущества минимум на 3,6 миллиарда долларов. Партнерами сделки были несколько западных банков, таких как Raiffeisen, Deutsche Bank и Citigroup. Между различными фирмами перемещались суммы примерно на 6 миллиардов долларов, чтобы скрыть подлинное происхождение денег.