После скандального ЧМ по лыжам в Лахти, где вскрылось систематическое употребление допинга финскими лыжниками, FIS начало создавать карты показателей крови спорсменов для поиска аномалий. За годы существования системы произошло две утечки данных - около 10000 показателей крови, относящихся к 2001-2010 годам. Некоторые пробы принадлежат и эстонским спортсменам, передает программа "Очевидец" (Pealtnägija)
Разоблачения программы "Очевидец" бросают тень на медали Шмигун-Вяхи, Веэрпалу и Маэ (4)
Корреспондент шведского SVT в Прибалтике и Финляндии Хассе Свенс сказал, что в базе данных около 20 эстонских лыжников. "Очевидец" подчеркивает, что странными оказались не только данные наших споpтсменов, но то ли было массовое манипулирование кровью, то ли аномальные показатели топ-лыжников - большое чудо.
Так, "Очевидец" попросил разъяснить эксперта, что повышенное содержание гемоглобина может привести к нарушениу циркуляции крови в организме и создается опасность инсульта или микроинфаркта. Для мужчин максимальное содержание гемоглобина в крови установленное ВАДА - 17,0. На ОИ-2002, где Веэрпалу завоевал золото и серебро, его показатели гемоглобина были 16,9. Годом ранее - всего 14,3, на этапе в Холменколлене, где Веэрпалу выиграл марафон. В 2005 году, за год перед ОИ, уровень гемоглобина был также 14,7, а на самой Олимпиаде уже 17,0. Сам Веэрпалу заявлял, что никогда не употреблял допинг.
Другой эстонский топ-лыжник, Яак Маэ говорил, что его показатели крови всегда были высокими, но по естественным причинам: на ОИ-2002 гемоглобин у Маэ - 17,2, на ЧМ-2007 - 17,8. На ОИ-2002 Маэ стартовал. В Саппоро, на ЧМ-2007, - уже нет. Маэ сам объяснил повышенное содержание гемоглобина перелетом и долгим нахождением на высоте.
Интересно то, что уже через месяц показатели Маэ были 14,2. "Это большой перепад, - сказала доктор Вийгима из Северо-Таллиннской региональной больницы. - В здоровом организме такие перепады так просто не возникают".
Показатели крови Кристины Шмигун-Вяхи идут постепенно в гору. На не особо удачной Олимпиаде-2002 - 12,3, на этапе Кубка мира в 2003 году - 13,1, еще через год - 14,1, а на ОИ-2006 уже 15,8. С этой Олимпиады Шмигун привезла два золота...
Однако свежеиспеченный член эстонского парламента всегда клялась в том, что допинг не использовала и в доказательство прошла тест на детекторе лжи в США.
Показатели и других эстонских лыжников, которые фигурируют в базе, также отмечены существенными перепадами.
Хассе Свенс сказал, что если Мати Алавер утверждает, что допинг-врач Марк Шмидт "работал" с эстонской сборной с 2016 года, то до этого момента, если это все правда, со сборной "работал" какой-то другой допинговый кудесник.
Антидопинговый эксперт Кристьян Порт сказал "Актуальной камере", что всегда есть два объяснения: "Первое - то, что это может произойти при нормальных обстоятельствах, а второе - что кого-то просто "тюнинговали". По другим доказательствам следует решить, в какую сторону реальность склоняется. Обычно от голых данных нельзя получить достаточно информации для заключения, какое объяснение правда, а какое - ложь. Это и есть причина, по которой данные базы раньше не использовались в обвинительном ключе."