Директор торгового центра Ülemiste Гуйдо Пярнитс рассказал в интервью Kuku raadio, что эстонские предприниматели со временем стали проявлять больше эмпатии и хотят помогать слабым, иногда без причин. Также он объяснил, почему в магазинах зачастую работают продавцы, которые не знают о товарах ровным счетом ничего.
Директор Ülemiste: не понимаю, почему большие магазины открыты по ночам (3)
- Как вам понравились результаты выборов?
- Не понравились. В то же время по большому счету нет разницы, победит Центристская партия или Партия реформ, ничего страшного все равно не случится. Только победа EKRE сделала бы ситуацию более радикальной. Но поскольку сам я левый по взглядам, для меня победа Партии реформ была не самой приятной.
- Мы привыкли думать, что предприниматели поддерживают Партию реформ. Почему вы другой?
- Я не считаю, что предприниматели поддерживают только белок. Много и тех, кто поддерживает левое мировоззрение. Если взять более бедные времена в Эстонии, например, начало 90-х, у людей и предприятий действительно было меньше денег, и эту сторону надо было развивать больше. А теперь эмпатии у предпринимателей больше. Левое мировоззрение - что и слабым нужно помогать, иной раз без причины - на подъеме. Все мы люди. Уже нельзя говорить, что часть населения – плебеи, которые сами виноваты в своих бедах и выбрались наверх потому, что ленивы.
В то же время я помню, как реформистка и бывшая лыжница Кристина Шмигун когда-то сказала, что она крабкалась на вершину через кровь и слезы и что все должны так жить, только тогда наступит счастье. Это слишком необъективно. Не все могут таким образом оказаться на вершине, у них нет для этого способностей. Возьмем хотя бы того же Карела Таммъярва, который даже с допингом может тренироваться сколько угодно, но не дотянет до уровня Шмигун.
- Вернемся к торговле. Последним крупным событием на рынке стало открытие T1 Mall of Tallinn на Петербургском шоссе, прямо через дорогу от вас. Вы ходите к ним в гости? Как у них дела?
- Хожу и смотрю, что там делается и что пошло не так. Если я попытаюсь быть хоть немного объективным, то скажу, что этот торговый центр не удался как инвестиция. Люди, которые задействованы в этом бизнесе, знают, сколько должно быть арендаторов и сколько посетителей, чтобы все это окупилось. Там этого нет. Удался только этаж развлечений, где бывает много народа.
- Откуда вообще берутся идеи о создании новых торговых центров? Рынок же совершенно перенасыщен.
- Что касается Ülemiste, мы могли бы вернуться в 2014 год, когда мы были крупным игроком, но наш дизайн больше не был столь современным. Говорили, что у нас мало новых модных магазинов и они уже не такие привлекательные. Тогда мы приняли решение обновиться и расшириться. Арендаторы последовали за нами. В то же время их интерес к другим торговым центрам стал уменьшаться.
Сам я думаю, что существующие центры – Ülemiste, Rocca al Mare или Kristiine – правильно сфокусированы, успешны и их расширение оправдано. Особенно, если прибавляется развлекательная сторона – кино, художественные галереи, батутные центры и т.д. А строить новый центр с нуля очень сложно.
- Объясните обычному человеку ситуацию: вся торговля переезжает в интернет, но в то же время возникают все новые торговые центры, а старые расширяются. Как это возможно?
- Э-торговля не съедает наших клиентов. В Эстонии ситуация немного другая: у нас расстояния короче. Человек не должен пилить из Северной Норвегии в Осло, чтобы купить что-то. Во-вторых, у нас такой маленький рынок, что потребуется время, прежде чем крупнейшие мировые интернет-магазины смогут продавать нам товары при разумных транспортных расходах. Я и сам иногда заказываю книги на Amazon, и когда я вижу цену доставки, я понимаю, что это дорого.
Интернет-магазинов мы не боимся. Скорее, их приход – это хорошо, поскольку мотивирует обычные магазины становиться более привлекательными и делать ставку на эмоции. Поэтому у нас и есть кофе-уголки в книжных магазинах и уголки с мультимедиа в детских магазинах. Чтобы посещение магазина было интересным.
- Соответствует ли действительности то, что люди примеряют в магазинах одежду, а потом заказывают ее в интернете?
- Есть и противоположные случаи, когда человек сидит вечером на диван и, выбирает себе по фотографиям в интернете одежду, которая ему нравится. Но фотография – это всего лишь фотография, поэтому на следующий день он идет примерять пальто в магазин и все-таки покупает его там. Поэтому э-магазины иногда служат нам с точки зрения маркетинга.
- Зарплаты эстонцев в последние годы резко выросли. А стали ли люди больше оставлять денег у вас?
- Не слишком много. Ülemiste пожаловаться не может, но в целом число посетителей эстонских торговых центров и оборот несколько снизились. Я не думаю, что причиной тому – интернет-торговля. Скорее, причина в том, что люди тратят больше денег на путешествия. Эмоции становятся важнее вещей.
Статистика путешествий и показатели турфирм растут. Деньги уходят туда. Особенно это чувствуется на представителях более молодого поколения. Они уже не столь материалистичны, как, например, мы, которые мечтали о доме и крутом автомобиле. Молодые люди хотят путешествовать, например, объехать 50 стран мира. И с большой вероятностью они что-то купят не у нас, а в поездке. Простой пример: магазин Zara в Эстонии и в Испании. Ассортимент товаров в Испании намного шире, и цены, очевидно, там ниже.
- Жители Эстонии получат в этом году от Налогового департамента рекордную сумму возврата подоходного налога, в общей сложности 200 миллионов евро. Эти деньги могут достаться Ülemiste?
- До сих пор не достались. Если посмотреть на то, как у нас идут дела, январь был относительно кислым, февраль уже лучше. Что будет дальше, пока неизвестно. Если действительно вернут 200 миллионов, то кое-какие миллионы, вероятно, достанутся и нам.
- Насколько серьезного давления зарплат вы ожидаете?
- Это влияет на нас совершенно сумасшедше. Если пять лет назад магазины жаловались, что нет оборота и люди не покупают, то теперь самая большая проблема в том, что негде взять работников. Это довольно сурово. Если соседний магазин заплатит на 50 евро больше, работник перейдет туда.
Для обычного потребителя это означает, что у нас в магазине окажутся продавцы, которых не обучили и у которых может не хватать компетентности. Сейчас если я иду с женой в магазин косметики, она объясняет продавцу, какой крем и для чего надо использовать. Или я иду в магазин электроники- и помогаю продавцу найти зарядку для iPhone. Это же не нормально.
- Но платите тогда персоналу большую зарплату. Улучшилось бы качество и было бы проще найти работников.
- Чем больше на рынке магазинов, тем меньше оборот одного магазина и тем меньшую зарплату можно платить работнику. Цены тоже нельзя повышать до бесконечности, поскольку они у нас и так высокие.
У нас ненормальная ситуация, когда я выхожу из дома и через 500 метров один продуктовый магазин, еще через 500 – второй, каждый по 5000 квадратных метров. В то же время если бы вместо двух магазинов был один, эффективность и оборот были бы выше. И тогда можно было бы платить кассиру и рабочему на складе большую зарплату. Что было бы справедливо.
- Но в то же время все еще можно найти желающих работать ночью. Почему магазины должны быть открыты по ночам?
- Я не знаю, я этого не понимаю. Скажем так: если в полночь вам захотелось молока, прекрасно, что магазин открыт. Но это нерационально. Могла бы быть регуляция, которая не разрешает, например, магазинам площадью свыше 300 квадратных метров быть открытыми круглосуточно. Мелкие магазины на заправках могли бы остаться. Но гипермаркет площадью в 5000 квадратных метров не должен же быть открыт по ночам. Подумайте хотя бы о расходе электричества. По-моему, это смешно, но, если они (магазины Prisma открыты по ночам – прим. ред.) справляются с этим, то пусть работают.
- Вы много лет говорили, что торговые центры должны прийти к соглашению, что магазины можно закрывать раньше. Эта надежда могла бы когда-нибудь осуществиться?
- Сейчас не хочу вмешиваться ни в политику, ни в законотворчество. Когда-то этот вопрос был более актуален для меня и мы с другими торговцами говорили на эту тему и все были скорее согласны с этим. Но этого не произойдет, пока у нас есть штрейкбрехеры, которые плюют на соглашения. Они тогда сразу получат конкурентное преимущество.
Гуйдо Пярнитс (54)
Работа:
2001 – Ülemiste Center OÜ, член правления
председатель правления Mainor
председатель совета Mainor Ülemiste
член совета Technopolis Ülemiste
1994–2001 член правления Baltic Food Eesti
1990–1994 член правления Mainor
Образование:
ТПИ, по специальности механика
EBS, по специальности бизнес-менеджмент