Эдвард Лукас: в Белоруссии можно ожидать российского маневра (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Александр Лукашенко и Владимир Путин.
Александр Лукашенко и Владимир Путин. Фото: Alexei Nikolsky / Alexei Nikolsky/TASS

Большинство стран не знает, что происходит в последней европейской диктатуре. Как правило, это и не вызывает у них никакого интереса. Для всех остальных, кроме горстки ее западных соседей, Белоруссия является геополитической черной дырой, которая в равной мере заброшена и оставлена без внимания.

Режим в Минске продемонстрировал некоторое желание исправить отношения с США, отменив ограничение числа сотрудников посольства. Отношения с Польшей несколько потеплели, но Литва оправданно негодует из-за строительства вблизи ее границы новой атомной электростанции. В феврале Европейский союз обновил впервые установленные в 2004 году санкции. Ничто из этого не превышает новостной порог.

В то же время для России Белоруссия является жизненно важной. После того, как Россия оттолкнула Украину, минский режим остался ее единственным подлинным союзником несмотря на свои раздражающие упрямство и затратность. Оппортунистические связи с Венесуэлой, Сирией и Ираном не идут с этим ни в какое сравнение. Нельзя принимать всерьез и марионеточные режимы в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии. Если Россия хочет выглядеть культурно и цивилизационно притягательным центром силы и быть региональной военной силой, она нуждается в Белоруссии.

Но российско-белорусские отношения трещат по швам. На встрече 30 декабря Александр Лукашенко вручил Владимиру Путину сало и четыре мешка картофеля. Наблюдатели задумались, был ли этот жест ироничным, заискивающим или намеком на распространенные в России стереотипы о Белоруссии как стране, где живут недалекие крестьяне.

Закрома Путина уже полны. Он хочет более существенных приношений: более высоких взносов за нефть и газ, авиабазы в Белоруссии и общей валюты, надежно подчиняющей белорусскую экономику контролю Кремля. До сих пор все шло не слишком успешно. Переговоры о создании «союзного государства» застопорились. Сейчас Лукашенко говорит, что суверенитет государства это «святое» - это гораздо более сильные выражения по сравнению с теми, которые он использовал раньше.

Чем меньше вы знаете о Белоруссии, тем проще взволноваться из-за этого. Возможно Путин вторгнется в страну, как в Украину в 2004 году, или организует государственный переворот, как в Черногории в 2016 году.

Это маловероятно. Белоруссия — не Украина. У нее нет Крыма, который можно было бы занять, и нет готового к восстанию отчужденного региона вроде Донбасса. Хотя Россия проникла вглубь сектора обороны и безопасности страны, ее цель до сих пор ограничивалась сбором данных разведки, а не оказанием влияния.

На высшем уровне политика Минска достаточно уверенно находится под контролем Лукашенко. Нет никаких признаков прокремлевской фракции в Минске, которая была бы способна захватить власть. Путч, конечно, возможен, но он привел бы к путанице.

Тем не менее, изменения возможны. Путину нужен геополитический маневр, чтобы отвлечь внимание от экономической и политической стагнации на родине. Сирия и Украина больше не добавляют огня его видению направления, в котором он ведет Россию.

Самый вероятный результат будет в этом году заключать в том, что Россия попытается приблизить создание союзного государства. Разумеется, на практике это не приведет к существенным изменениям в России или Белоруссии. Эти две страны говорят о союзном государстве 20 лет, но без существенных практических результатов.

Тем не менее, эффектное соглашение хорошо выглядело бы по теленовостям. Руководство союзным государством стало бы для Путина неплохим и надежным постом после того, как в 2024 истечет его предположительно последний срок на посту президента — возможно, это было бы проще, чем настоять на очередной поправке к конституции. Более тесные экономические связи позволили бы выжать из Белоруссии больше денег. Не помешало бы и ограничение внешнеполитического флирта Лукашенко с Западом, а особенно с Китаем.

Лучше всего то, что этот маневр выставил бы Запад глупым и слабым. У нас нет политики в отношении Белоруссии. К тому времени, когда она у нас появится, будет уже слишком поздно.

* * *

Эдвард Лукас — автор снискавших международный успех книг «Новая холодная война» и «Обман», журналист и вице-президент действующего в Вашингтоне и Варшаве аналитического центра Center for European Policy Analysis (CEPA).

Колонка Лукаса публикуется в BNS еженедельно, медиа-клиенты имеют такое же право на ее публикацию, как и на публикацию новостей. Представленные в колонке мнения, оценки и взгляды не отражают взглядов BNS.

Наверх