В среду в Нарва-Йыэсуу прошло народное собрание, организованное местными культурными обществами. На собрание пришли также депутаты, председатель горсобрания и мэр города, которым больше двух часов пришлось оправдываться за свое решение закрыть местный краеведческий музей - единственный в городе. Представители городской власти уверяли, что закрывается не сам музей, а лишь управляющее им учреждение, но многие из собравшихся им не поверили.
Закрытие краеведческого музея в Нарва-Йыэсуу вызвало возмущение горожан
Центр культурной жизни
Краеведческий музей является подведомственным учреждением городской управы Нарва-Йыэсуу и находится в небольшом старинном доме в частном секторе. Директор и единственный сотрудник музея Любовь Никкарь получила уведомление о сокращении 14 февраля. В местной газете было опубликовано решение городского собрания о прекращении деятельности музея с 31 марта. Это сообщение вызвало возмущение у местных жителей и деятелей культуры. Письмо в поддержку усть-наровского музея пришло даже от артистов балета из Санкт-Петербурга, имеющих дачи в Усть-Нарве.
Музей - единственное постоянно действующее учреждение культуры в городской части Нарва-Йыэсуу и единственное место, где собраны экспонаты по истории города. Его здание представляет историческую ценность, поскольку в нем отдыхал Антон Хансен Таммсааре. В музее практически ежемесячно открывается новая выставка. А теперь жители волнуются за судьбу экспонатов и боятся, что дом и участок просто продадут.
Об этом говорится в обращении, которое составили руководители русского и эстонского культурных обществ города, общества ветеранов, два почетных гражданина города и директор музея. В этом обращении они требуют от депутатов пересмотреть свое решение. Последние дни под обращением инициаторы собирают подписи и, по словам Любови Никкарь, подписалось уже более двухсот человек.
Авторы обращение встречались в конце февраля с председателем горсобрания Вейкко Лухалайдом и ожидали, что на ближайшем заседании городского собрания волнующий их вопрос будет рассмотрен, но этого не произошло.
Тогда возмущенные жители организовали народное собрание. На него приехали также деятели культуры из соседней Нарвы, которые активно сотрудничали с музеем.
Не закрытие, а реорганизация
Нынешнее большое по площади самоуправление “город Нарва-Йыэсуу” появилось полтора года назад в результате слияния прежнего города Нарва-Йыэсуу и волости Вайвара. Как рассказал председатель горсобрания Вейкко Лухалайд, во время переговоров о слиянии самоуправлений решено было объединить все учреждения, выполняющие одинаковые функции, кроме школ Нарва-Йыэсуу и Вайвары и детских садов двух самоуправлений. Музеи, работавшие в двух самоуправлениях, также решено было объединить.
Но в решении горсобрания, отмечает Любовь Никкарь указано только, что краеведческий музей будет закрыт. И никакие дальнейшие шаги по объединению с другим музеем не прописаны.
Мэр Нарва-Йыэсуу Максим Ильин заверяет, что после 1 апреля здание музея по-прежнему будет выполнять свою функцию. Прекращает свою деятельность только подведомственное учреждение “Краеведческий музей Нарва-Йыэсуу” и, соответственно, сокращается его единственный работник. Музей со всеми экспонатами будет передан фонду Vaivara Sinimägede SA, который управляет расположенным в Синимяэ военным музеем. Именно такая схема, по заверению властей, наиболее удачна для получения денег из европейских фондов на развитие музеев.
Вейкко Лухалайд привел в пример Раквере, где одна организация успешно управляет шестью совершенно разными музеями - от средневекового замка до музея полиции. Но Лухалайду пришлось отдельно убеждать горожан, что ни оружие, ни какие-то другие экспонаты военного музея из Синимяэ не будут переезжать в Нарва-Йыэсуу, и местный музей останется краеведческим.
Жители, не согласные с объединением, считают, что нельзя объединять в одну организацию военный и краеведческий музеи, потому что у них совершенно разные миссии.
Когда музей - это один человек
Отдельный вопрос, волновавший участников собрания - будущее Любови Никкарь, которая в одиночку развивает музей около 15 лет. За эти годы краеведческий музей стало сложно отделить от его единственной хранительницы.
“Вы решаете не только судьбу музея. Музей - это прежде всего личность - Любовь Леонидовна Никкарь, - заявила руководителям города Ирина Иванченко, историк, краевед, автор девяти книг в том числе по истории Нарва-Йыэсуу. - Если бы вместо нее был другой человек, меня бы здесь не было, я не писала бы жалобу депутату Европарламента... Вы не видите человека, не видите ничего кроме этих бумажек и отписок!”
Вейкко Лухалайд несколько раз в ходе собрания повторил, что будет советовать руководству фонда принять на работу Любовь Никкарь. Но именно советовать, потому что дать распоряжение целевому учреждению городские власти не могут.
Сама Любовь Никкарь сообщила, что на работу в фонд ее не звали. Но на своей персоне она просит не акцентировать внимание:
“Я волнуюсь не о себе, а о музее. Меня волнует, как это всё будет. Потому что сейчас получается - музей закрыли и всё. С моей точки зрения, сначала нужно решить вопрос с имуществом, экспонатами, зданием, территорией. И потом уже принимать решение о закрытии”.
Не поговорили заранее
Представители городских властей признают свою вину, но только в том, что недостаточно информировали горожан, из-за чего возникли слухи о полном закрытии музея. Сам план объединения музеев они под сомнение не ставят.
Вейкко Лухалайд заверил, что власти рассмотрят обращение граждан в любом случае. Также через две недели запланировано заседание культурной комиссии горсобрания, куда пригласят и директора музея.
По словам мэра города Максима Ильина, на следующей неделе в музее планируется провести инвентаризацию. После этого управа примет решение, что имущество передается на баланс фонда. В целом, после споров на собрании и недовольные горожане, и городские власти остались при своих мнениях.