Иностранцы отнимают зарплату у молодежи (14)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Украинские парикмахеры, повара, массажисты и учителя сажают клубнику в деревне Унипиха в Тартумаа. За месяц они зарабатывают в Эстонии столько же, сколько могут заработать дома за полгода.
Украинские парикмахеры, повара, массажисты и учителя сажают клубнику в деревне Унипиха в Тартумаа. За месяц они зарабатывают в Эстонии столько же, сколько могут заработать дома за полгода. Фото: Tairo Lutter / Postimees

Молодежным трудовым дружинам все сложнее найти работодателей, к которым можно было бы отправить молодых людей на лето, поскольку предприятия все активнее нанимают на сезонные работы рабочую силу с Украины и из Молдавии. Больше всего проблем с работой, связанной с сельским хозяйством, например, членам дружин больше не попасть на сбор клубники, пишет Postimees.

Летом прошлого года через молодежные дружины опыт работы получили около 4500 эстонских школьников. Через SA Õpilasmalev работу находят почти 1000 подростков, но, по словам руководителя фонда Оття Вяли, поиск работодателя сильно усложнился и уже несколько лет видно, что вместо местной молодежи предпочитают нанимать иностранную рабочую силу.

«Четыре года назад был первый случай, когда группу пришлось распустить, поскольку предприниматели сказали, что лучше они примут на работу иностранцев. Именно на сбор ягод. Доля групп для сбора клубники у нас сильно сократилась. Но проблемы есть и в других сферах деятельности. Ведем с нашими давними партнерами переговоры, и они отвечают, что дружинники больше не нужны», - сказал он.

Конкуренция на простые работы

Дружины начинают искать работодателей еще осенью, когда сезон закончился и итоги подведены. Но пожар начинается ранней весной.

«Предприятия сельхозсектора отвечают весной, поскольку летний урожай зависит от погоды, - сказал Вяли. – А так как дружины ищут простую работу, часто иностранная рабочая сила становится нашим главным конкурентом».

По словам руководителя молодежной дружины, по некоторым оценкам, из-за иностранцев они потеряли сотни рабочих мест: «О ком-то мы знаем, что там находится иностранная рабочая сила, некоторые часто прямо говорят, что, да, нанимают украинцев и молдаван».

В какой-то степени Вяли понимает предпринимателей. Несовершеннолетние – это особенная рабочая сила, их труд связан с определенными ограничениями. В зависимости от возраста несовершеннолетний может работать от двух до восьми часов в день, и для них предусмотрены обязательные перерывы. Например, 7-12-летний подросток может работать во время школьных каникул три часа, а 13-14-летний – семь часов в день.

Дружинам все сложнее найти работодателей, которые предложили бы работу молодежи на лето.
Дружинам все сложнее найти работодателей, которые предложили бы работу молодежи на лето. Фото: Дмитрий Котюх/Järvamaa Teataja

«Мы сами смогли исправить другие проблематичные моменты, связанные с молодежными дружинами.  Более того, речь идет об эстонской молодежи, которая хочет получить опыт работы, чтобы вступление во взрослую жизнь прошло легче».

Кажется странным, что предприниматели часто жалуются на то, что так называемое поколение снежинок не в состоянии работать, но вместо того, чтобы предложить молодым людям работу, они предпочитают нанимать иностранцев. «Тут есть разница между словами и реальностью», - отметил и руководитель молодежной дружины.

Молодежь на поле не пускают

Исполнительный директор Пярнумааской молодежной дружины Ханнеле Уутсалу подтвердила, что найти работу в сельском хозяйстве действительно очень сложно: «В прошлом году мы говорили с предпринимателем, выращивающим клубнику, но он, к сожалению, отказался. Я согласна, что сельхозработы, которые раньше были очень популярными, мы больше не можем предложить молодым людям, но о том, что нанимают иностранную рабочую силу, я не слышала».

По словам Уутсалу, проблема с поиском работодателей возникает из года в год: «Каждый год желающих работать молодых людей больше, чем рабочих мест. Со своей стороны мы делаем все, чтобы найти что-то для членов дружины».

На вопрос, почему работодатели не хотят брать на работу членов дружины, Уутсалу ответить не смогла, но предположила, что причиной является страх перед сложностью процесса: «Может быть, предприниматели думают, что сотрудничество с дружиной требует больше бумажной волокиты и дополнительной работы, хотя мы стараемся по возможности облегчить им этот процесс. Самыми крупными нашими работодателями являются самоуправления, которые предлагают работу по благоустройству».

Результаты работы молодежи аховые

Хозяин клубничной фермы Aran PM OÜ, работающей в Тартуском уезде, Пааво Отсус не согласен с оценкой дружин: «Конечно, мы не предпочитаем иностранную рабочую силу. Проблема скорее в том, что в дружины приходят несовершеннолетние, которые не могут работать длинный день. Но в случае сбора клубники это часто необходимо, поскольку иначе урожай погибнет».

По его словам, группы дружинников обычно на работе две недели, а период сбора клубники продолжается два-три, а иногда даже четыре месяца: «Дружины обычно начинают работать после Ивановой ночи, а теплой весной сбор ягоды начинается еще в конце мая. Поэтому мы уже успеваем раньше найти работников, а дружинники, скорее, становятся дополнительной силой».

Aran PM предлагает работу дружинам уже пять лет. «Я бы не сказал, что теперь мы используем дружины меньше, но ясно, что результативность работы молодых людей год от года становится все хуже. Поэтому на один сезон мы используем и работников из Молдавии и Украины, поскольку другого варианта нет», - объяснил руководитель клубникой фермы.

Второй причиной, почему дружинников не очень хотят брать на работу – небольшое желание молодежи работать: «Чем дальше, чем меньше хотят работать на поле. Молодые скорее играются и делают селфи. Нет мотивации заработать денег, скорее хотят выехать из дома и побыть с друзьями в лагере. Сейчас дружинники – слишком дорогая рабочая сила для работодателей».

Несмотря на все это, ферма и дальше будет брать на работу молодежь: «Если мы не предоставим возможность, и другие откажутся, то где эти молодые люди получат опыт работы?»

И все же руководитель фермы Aran PM отметил, что молодежь все же могла бы больше напрячься: «С детьми, выросшими в деревне, проблем нет, а городские часто вообще никогда не сталкивались ни с какой работой. Но я вижу, что руководители дружин работают над тем, чтобы мотивировать молодых людей, однако рабочая культура идет из дома и ее невозможно изменить за пару недель».

Дружины не гибкие

И хозяин хутора Йоозепа в Пыльвамаа Хиллар Лилло сказал, что если раньше они брали дружинников на работу, то в этом году решили от молодых людей отказаться: «В случае клубничной фермы – время работы очень различается. Мы никогда не можем предугадать, когда клубника пойдет. Это регулирует кто-то наверху, а у дружинников конкретные дни, в которые они могут приехать».

Таким образом, если дружина начинается в начале июля, то сборщики клубники могут не понадобиться, часто уборка начинается уже в Иванову ночь.

Качество работы дружинников, по словам Лилло, часто зависит от наставников: «У нас один год была одна очень хорошая компания, и дети работали очень хорошо. А в другой год уже иначе. Но чаще всего работа получается не очень хорошая. Все зависит от того, как наставники смогут найти контакт с детьми».

Дружинам все сложнее найти работодателей, которые предложили бы работу молодежи на лето.
Дружинам все сложнее найти работодателей, которые предложили бы работу молодежи на лето. Фото: KASPER MÄE/VIRUMAA TEATAJA

И хутор Йоозепа нанимает летом на работу иностранную рабочую силу: «Мне больше ничего не остается. У нас очень большие поля и мы не можем рисковать тем, что потеряем урожай».

Иностранных работников нанимают около сотни и на летний период. Основная масса, по словам хозяина, приезжает на время сбора урожая: «Ягода не может ждать. Несколько лет подряд мы брали дружинников, но в этом году не будем».

Рабочая миграция удвоилась

Согласно статистике Департамента полиции и погранохраны, количество иностранцев, регистрирующихся на краткосрочную работу в Эстонии, резко выросло, и в прошлом году достигло 20 000 человек. 2790 таких работников приезжали на сезон. «Миграционную статистику прошлого года в значительной степени характеризует трудовая миграция, а также очень большое количество зарегистрированных на краткосрочную работу. Для Департамента полиции и погранохраны это означает увеличение нагрузки в обслуживании и ведении производства, что создает большие очереди и удлиняет время производства», - сказала советник-эксперт бюро идентитета и статуса департамента Лийс Валк.

В течение ближайшего года, по ее оценке, сокращение трудовой миграции не предвидится, а количество краткосрочных работников поддерживает строительный сектор.

Реэт Пяргама

Комментарии (14)
Copy
Наверх