В Латвии с кратким визитом побывал руководитель Польского агентства печати господин Войчех Сурмач, сообщает Русский TVNET. В разговоре с журналистами ведущих латвийских изданий была затронута тема реституции собственности, принадлежавшей до Второй мировой войны еврейским организациям и частным лицам. Известно, что в Латвии вновь актуализируется вопрос возврата такой недвижимости. Об этом говорят в кулуарах Сейма. Тема непростая, порой болезненная. Потому опыт Польши, несомненно, интересен. В эксклюзивном интервью Русскому TVNET господин Сурмач рассказал о том, как начинался и как проходит процесс возврата этой недвижимости.
Кадиш за миллион долларов
- Господин Сурмач, вы говорили, что много лет работали в концерне Axel Springer и занимались вопросами реституции еврейской собственности. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде вашей работы. Как и чем закончилась реституция в Польше, каковы ее итоги?
- Я хотел бы начать с конца. Дело в том, что реституция еврейского имущества — коммунального, того, что принадлежало еврейским общинам перед войной, еще не закончилась, а продолжается с 1996 года. И неизвестно, когда закончится. Потому что, так сформулирован у нас закон, регулирующий этот возврат. Это закон системно осуществлял возврат имущества, принадлежавшего еврейским общинам. Поэтому, когда сегодня мы слышим, что Польша никогда не отдавала еврейское имущество — это неправда. Есть такой закон, который до сегодняшнего дня обязывает это делать. Есть специальная имущественная комиссия для передачи имущества еврейским общинам. И она действует как суд. Все решения, принимаемые комиссией, независимы и окончательны.
Я работал в Axel Springer около десяти лет, а также в польских изданиях - Newsweek, позже - в Forbes, и не был все время занят исключительно вопросами реституции еврейской собственности, а написал сотни, если не тысячи статей на другие темы.
В то же время, в период работы в Forbes, я заинтересовался этой темой, потому что много писал о проблемах так называемой реприватизации, широко понимаемой в Польше. И в какой-то момент попал на эту тему. Оказалось, что в определенном смысле, эта тема в Польше — табу!..