Например, в Китае запрещен Facebook, и российские чиновники угрожают аналогичной блокировкой этой популярной соцсети, если ее администрация не согласится хранить данные российских пользователей в России. В прошлом году Роскомнадзор вел войну с мессенджером Telegram, однако в России он продолжает работать, обходя блокировки.
Поэтому, помимо ограничений по контенту, у кремлевских чиновников возникла более радикальная идея – вообще оградить российский интернет от мирового, и также по китайскому образцу. Законопроект о «суверенном рунете» уже прошел первое чтение в Государственной думе.
С технической точки зрения этот законопроект требует у всех российских провайдеров организовывать связь с окружающим миром только через санкционированные государством «точки обмена трафиком». А также – устанавливать специальное оборудование, которое автоматически блокирует ресурсы, «нежелательные» для российских властей. Извне доступ к российским ресурсам также будет затруднен.
Из Эстонии эта ситуация, конечно, выглядит абсолютным контрастом. Потому что одним из брендов страны уже давно стало именно обратное – максимальное развитие информационных технологий, открытость для граждан и включенность в глобальную сеть. Проект э-резидентства сделал Эстонию одним из самых передовых цифровых обществ в мире. Эстония вместе с Исландией возглавляют мировой рейтинг стран с самым свободным интернетом.
Однако у некоторых жителей страны сегодня все же возникают опасения – удержится ли эта свобода, если в новую правительственную коалицию войдет известная правоконсервативная партия? Вроде бы к российской политике она относится критично, но вот по стремлению к различным ограничениям ее вполне напоминает…