«Я думал, он забьет меня до смерти»: жестокая расправа в таллиннском спортклубе (10)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кадр с камеры видеонаблюдения. Избиение в фойе спортивного клуба Zelluloos.
Кадр с камеры видеонаблюдения. Избиение в фойе спортивного клуба Zelluloos. Фото: Kohtutoimik

​Гражданина Пакистана жестоко избили из-за его происхождения; на другого мужчину, выразившего поддержку гомосексуалам, набросились с гаечным ключом; сосед одного темнокожего размахивал ножом перед его дверью и угрожал зарезать; беженке плюнули в лицо. Мотив всех этих действий - один: ненависть к иному, пишет Postimees.

«Мои кулаки ждут их», - написал на своей странице в Facebook 26-летний Рево Пехлак.

Достаточно одного взгляда на страницу Пехлака, чтобы увидеть его враждебность к иммигрантам. На следующий день после этой публикации он напал на попавшего под горячую руку гражданина Пакистана. Абдул многие годы живет в Эстонии, он не беженец, а успешный предприниматель: хороший специалист, нашедший в Эстонии не только новые вызовы, но и любовь.

Как обычно, в тот декабрьский вечер Абдул вместе со своей любимой пошел в таллиннскй спортивный клуб Zelluloos. Переодеваясь в гардеробе после тренировки, Абдул заметил, что какой-то мужчина высокого роста странно на него смотрит. Это был Пехлак.

«Почему этот беженец здесь?» - спросил Пехлак своего спутника.

«Извините, я немного понимаю эстонский. Есть какая-то проблема?» - спросил Абдул.

«Да, у меня проблема с тобой. Я разобью тебе лицо», - сказал Пехлак.

Абдул не понял. Они и раньше встречались в спортклубе, но никогда не контактировали. Тем более так, чтобы это могло бы кого-то из них разозлить.

Пакистанец вышел из гардероба и рядом со стойкой администратора начал обсуждать произошедшее со своей спутницей. Вскоре пояивлся агрессивный мужчина и, ни слова не говоря, толкнул Абдула так, что он упал на диван.

Нападавший схватил жертву за горло и начал наносить удары кулаком по лицу. Ярость Пехлака была настолько велика, что, даже когда девушка Абдула попыталась их разнять, он не отреагировал. Пехлак продолжал избиение, несколько ударов досталось и ей.

«Казалось, что он хочет забить меня до смерти», - сказал Абдул позже полиции.

Неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы не вмешались тренировавшиеся неподалеку мужчины, которые оттащили нападавшего.

Избил гаечным ключом

Это лишь один из примеров преступлений на почве ненависти: насилия, единственным мотивом которого является происхождение, раса, вероисповедание или ориентация человека.

Например, в 2016 году суд признал виновным Юрия Наконечного, который в ходе ссоры толкнул знакомого и избил его гаечным ключом. За что? Пострадавший сказал, что он терпимо относится к гомосексуалистам.

В мае 2018 года суд приговорил к трем месяцам условно Имре Мейстри, который в состоянии алкогольного опьянения размахивал ножом в подъезде своего дома и угрожал зарезать темнокожего соседа.

Преступления на почве ненависти могут происходить и в том случае, когда жертву по ошибке приняли за кого-то другого. "На меня и моего друга из Грузии напали в Таллинне в Кристийне. Я говорила с друзьями по-английски, и у меня из-за спины вышел пожилой человек, который толкнул меня и начал оскорблять и называть нас иммигрантами", - приводит слова одной из потерпевших Министерство юстиции.

"Я заговорила с ним по-эстонски, тогда он у угрозой в голосе спросил, что я здесь делаю с этими иностранцами, и обозвал меня шлюхой. Кульминацией стало то, что он напал на меня, пнул ногой грузинскую девушку и толкнул моего друга".

За последние четыре года Министерство юстиции зарегистрировало 26 преступлений на почве ненависти. Это кажется небольшим количеством, однако все эксперты убеждены: на самом деле таких преступлений совершается больше, чем отражено в статистике. "У нас действительно нет полного обзора всех преступлений на почве ненависти", - признает пресс-секретарь Министерства юстиции Мария-Элиза Туулик.

"По нашей оценке, количество зарегистрированных преступлений на почве ненависти не отражает действительности", - подтверждает и Кари Кяспер, руководитель Эстонского центра по правам человека и лектор по вопросам права ЕС в ТТУ.

"Эстонские полицейские недостаточно обучены распознавать преступления на почве ненависти. Для них это не играет большой роли, и даже если мотив ненависти явен, это никак не влияет на производство", - заметил он.

Из 28 стран ЕС всего пять государств - Эстония, Польша, Венгрия, Ирландия и Голландия - никак не определили в Пенитенциарном Кодексе мотив ненависти.

В большинстве стран ЕС нападение на кого-либо по причине его вероисповедания, ориентации или происхождения расценивается как отягчающее обстоятельство, то есть преступления на почве ненависти караются строже, чем, например, насилие, совершенное по каким-то иным мотивам.

ЛГБТ-сообщество обеспокоено

Борющееся за права сексуальных меньшинств Общество ЛГБТ тоже признает, что для преступлений на почве ненависти в Эстонии нет серьезных наказаний, а статистика Министерства юстиции, очевидно, расходится с действительностью.

К юристу общества Айли Кала обращается все больше людей, ставших жертвами ненависти. Кала считает, что преступления на почве ненависти участились именно в последние годы. "Особенно много случаев эмоционального и физического насилия происходит внутри семей, много и нападений на улицах со стороны незнакомцев, - говорит Кала. - Нападают на людей, по внешнему виду которых может показаться, что они принадлежат к ЛГБТ-сообществу".

По оценке юриста, такую ситуацию делает возможным существующее  законодательство. «И высказывания некоторых общественных деятелей», - добавляет она.

По словам Кала, Эстония по-прежнему игнорирует рекомендацию Совета Европы ужесточить наказания за преступления, вызванные предрассудками против ЛГБТ-людей. И Общество ЛГБТ, и Центр по правам человека неоднократно предлагали Министерству юстиции изменить Пенитенциарный кодекс, чтобы мотив ненависти стал отягчающим обстоятельством преступления.

Зачем это нужно? "Если тот, кто совершил преступление на почве ненависти, напал на одного человека, он тем самым напал на целую группу, чувствуя при этом свое моральное право действовать таким образом. Если общество на это не отреагирует конкретным образом и жестко, у преступников развязаны руки", - говорит Кяспер, добавляя, что в случае с преступлениями на почве ненависти страдает общество в целом, потому что этнические или расовые конфликты приводят ко все большей радикализации населения.

Однако за пять лет государство никак не учло рекомендации правозащитников. 

Конечно, в Министерстве юстиции считают, что выделять преступления на почве ненависти важно, однако у государства все же нет в планах включить мотив ненависти в Пенитенциарный кодекс. Скорее, более предпочтительным считается обучить полицейских, прокуроров и судей.

Рево Пехлака признали виновным в избиении Абдула и приговорили к году заключения условно. Позже наказание все же стало реальным, потому что Пехлак попался на продаже таблеток экстази.

Беженке плюнули в лицо

И Министерство юстиции, и руководитель Центра по правам человека Кари Кяспер подтверждают: очевидно, что многие жертвы преступлений на почве ненависти не обращаются в полицию. Руководитель Центра по правам человека может привести и конкретный пример нападения, оставшегося безнаказанным.

В прошлом году на остановке в центре Таллинна ждала автобуса беженка в платке, как и полагается женщинам ее вероисповедания. Без какой-либо разумной причины стоявший на остановке человек плюнул ей в лицо. Напуганная женщина отступила на пару шагов и получила еще один плевок в лицо.

Кяспер сказал, что потерпевшая не стала обращаться в полицию, потому что не верила, что это как-то поможет, и не хотела привлекать к себе внимание.

«Плохая осведомленность о своих правах, страх расплаты или повторения нападения, стыд и чувство униженности, культурные и языковые барьеры», - перечисляет Кяспер причины, по которым так может произойти.

Кроме того, Кяспер полагает, что, очевидно, это бы не стали регистрировать как преступление на почве ненависти, потому что в Эстонии считают, что в этом нет прямой необходимости.

Комментарии (10)
Copy

Ключевые слова

Наверх