Госпредприятие планирует сократить многострадальное Тапаское депо

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Мероприятие Opreail AS, на котором присутствовал даже премьер-министр Эстонии Юри Ратас.
Мероприятие Opreail AS, на котором присутствовал даже премьер-министр Эстонии Юри Ратас. Фото: Arvo Meeks / LEPM

Государственная железнодорожная логистическая фирма Operail (прежнее название EVR Cargo) собирается сделать Тапаское депо более прибыльным, что с большой долей вероятности приведет к сокращению работников в цеху по ремонту вагонов, пишет Postimees.

«В будущем мы хотим проводить в Тапа работы, которые приносят нам максимальный доход и которые мы делаем лучше других», - сказал руководитель предприятия Operail, предоставляющего работу более 670 людям, Рауль Тоомсалу. Сейчас в депо работают 125 человек, более половины из которых обслуживают и ремонтируют железнодорожные вагоны. «В то же время, если мы говорить о том, приносит доход, то именно вагонная часть вызывает самое большое огорчение», - добавил он.

Сейчас 150-летнее Тапаское депо в определенном смысле можно даже назвать пресловутым, поскольку отремонтированные там вагоны неоднократно попадали в разные неприятности на железной дороге восточного соседа. Например, в 2015 году вагон EVR Cargo сошел с рельсов на свердловской трассе, после чего Россия объявила тапаским товарным вагонам бойкот.

Последнее происшествие случилось в конце прошлого года, когда главным виновником железнодорожной аварии под Омском объявили отремонтированный в Тапаском депо вагон (см. текст внизу).

Есть ли интерес у Олега Осиновского?

Происходящее вызывает вопрос: стоят ли за этим решением железнодорожные аварии, в результате которых под ударом оказались ремонтный цех в Тапа и доверие к нему? Тоомсалу это отрицает, говоря, что речь скорее идет даже о выросшем спросе на обслуживание и ремонт вагонов. Они просто хотя сделать цех более эффективным и предлагать более дорогие услуги.

Поэтому госпредприятие ищет новые бизнес-направления. Например, оно будет обслуживать, ремонтировать и перестраивать вагоны. Именно последнее Тоомсалу считает «приносящей самую большую дополнительную ценность» из предлагаемых услуг, которой в будущем стоило бы начать заниматься серьезнее.

Тоомсалу стал известен тем, что вдохнул жизнь в находившееся на грани смерти госпредприятие. Именно под его руководством инициировали вызвавшую скандал сделку с арендой вагонов в России, которая оказалась золотой жилой и принесла фирме десятки миллионов евро прибыли. Теперь Тоомсалу критически смотрит на бизнес по ремонту вагонов, считая, что он себя не особо окупает, возможно, потому, что в России такие же работы стоят значительно дешевле: «Это давление в будущем станет еще сильнее. Я не хочу конкурировать в дешевизне, я хочу конкурировать в знаниях и инновациях».

По словам руководителя Operail Рауля Тоомсалу, в будущем они хотят двигаться в сторону обслуживания, ремонта и, почему бы нет, строительства локомотивов, поскольку это услуга, приносящая большую дополнительную ценность, чем ремонт вагонов.
По словам руководителя Operail Рауля Тоомсалу, в будущем они хотят двигаться в сторону обслуживания, ремонта и, почему бы нет, строительства локомотивов, поскольку это услуга, приносящая большую дополнительную ценность, чем ремонт вагонов. Фото: MARIANNE LOORENTS / VIRUMAA TEATAJA

Так какие же планы у госпредприятия и сколько человек будет сокращено? По словам Тоомсалу есть три сценария. Первый – увеличить эффективность за счет того, чтобы значительно увеличить объемы ремонтируемых в депо вагонов и оставить количество работников прежним. Второй – обсуждается возможность автоматизации части работ по обслуживанию и сокращения части работников. Третий, самый экстремальный вариант – свернуть бизнес по обслуживанию и ремонту и обслуживать собственные вагоны где-то в другом месте. По словам Тоомсалу, это все же не означает массовых сокращений, речь идет о том, что большая часть работников будет переведена на другие рабочие места.

Тоомсалу подчеркнул, что окончательное решение еще не принято. Однако, по его словам, определенно, что Тапаское депо закрывать не будут. Также определенно то, что всех работников вагонного цеха - числом семьдесят - сокращать не станут. Но будут ли сокращения вообще и в каких масштабах, по словам Тоомсалу, зависит от того, какой из сценариев будет принят.

Слышны и разговоры о том, что интерес к Тапаскому депо вновь возник у предпринимателя Олега Осиновского, фирмам которого принадлежит и Валгаское депо. Тоомсалу сказал, что хотя он давно не говорил с Осиновским, идея продать депо ему кажется интересной. «С точки зрения бизнеса, локомотивы нам страшно нравятся. Мне кажется, что с ними у нас все хорошо. В то же время, в бизнесе с вагонами я не уверен», - сказал он, так и не ответив на вопрос, по каким причинам Осиновский должен покупать ущербный вагонный бизнес.

Профсоюз очень обеспокоен

Руководитель подразделения ремонтного бизнеса Operail Райн Йохансон, который лучше всех разбирается в работе Тапаского депо, категорически отказался комментировать что-либо, сказав, что у него нет на это полномочий. Председатель совета Operail Кульдар Лейс, говоря о возможных сокращениях, был немногословен. Он сказал, что на последнем заседании совета они это обсуждали, но конкретного решения не приняли.

Переосмысление бизнеса по обслуживанию вагонов, по его словам, логично, поскольку все остальные бизнес-направления Operail в последнее время были основательно пересмотрены. По словам Лейса, совет будет обсуждать вопрос Тапаского депо в конце апреля на очередном заседании.

По словам руководителя профсоюза железнодорожников Олега Чубарова, правление Operail уже проинформировало их о плане остановки работы Тапаского депо: «Если это произойдет, за этим явно последуют или закрытие, или продажа». Он добавил, что профсоюз в любом случае против этого.

Чубаров сказал, что Тапаское депо работает в убыток, поскольку там есть проблемы с руководством: «В течение последних трех лет там неоднократно меняли руководство, они не являются специалистами в данной области и поэтому могут совершать ошибки». Профсоюзный лидер ссылается на железнодорожные аварии в России.

Он добавил, что в течение последних недель говорил с Тоомсалу и Лейсом и понял, что они скорее хотят прекратить обслуживание вагонов, чем заниматься его развитием. Это, по его словам, показывает, прежде всего, некомпетентность руководства: «Они хотят только быстро получить доход, а не сделать работу». Но определенно то, что если сокращения станут массовыми, профсоюз будет протестовать, не исключены и забастовки, и другие акции.

В прошлом году при обороте в 73 миллиона евро Operail заработал 9,2 миллиона евро чистой прибыли. Годом ранее фирма понесла убытки в размере 1,2 миллиона евро. Серьезный толчок к увеличению прибыли дало увеличение бизнеса по аренде вагонов в прошлом году. Кроме того, в прошлом году предприятие почти на треть увеличило объемы перевозок и перевезло 13,4 миллиона тонн грузов, что составило 99 процентов всего товарного движения по инфраструктуре Eesti Raudtee.

Железнодорожная авария в России больше не тревожит

В начале декабря прошло года Operail попало под горячую руку Российским железным дорогам, которые обвинили тапаские вагоны виновниками железнодорожной аварии под Омском. По данным газеты Äripäev, в худшем случае Operail может ждать штраф, достигающий десятков миллионов.

Руководство предприятия в рождественский сочельник было вызвано в Москву для дачи показаний. И хотя российская сторона по-прежнему считает Operail виновным и угрожает востребовать ущерб, за четыре месяца, прошедших с момента аварии, никаких телодвижений Москва не предпринимала.

«Кажется, что их интерес к нам угас, - сказал Тоомсалу, по словам которого, никакого общения с начала января у них нет было. – Мы отправили им письменные материалы с объяснениями, и после этого все стихло». Руководитель надеется, что конфликт затухнет.

Наверх