Что ждет Эстонию с правительством центристов и праворадикалов? На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире известный общественный деятель, бывший ректор Таллиннского университета писатель Рейн Рауд.
Рейн Рауд: русский избиратель способен проглотить больше обмана, чем эстонский (5)
Фрагмент беседы:
– Почему коалиция с EKRE стала вообще возможной?
– Это очень сложный вопрос. Главная причина – некоторая беспринципность и личная жажда власти нынешнего премьера Юри Ратаса, который, обманув своих избирателей, решил таким образом еще несколько лет наслаждаться прекрасным видом из окна кабинета на Тоомпеа. Мне трудно судить, чем он руководствовался, когда пошел на этот шаг, потому что он не мог не знать, с кем ему сейчас придется «дружить». Возможно, он полагал, что все обойдется, как это было с финскими радикалами, мол, EKRE, попав во власть, немного смягчит свои позиции. Мне кажется, что это утопия.
– Насколько Центристская партия пострадает от этой сделки? И как это отразится на русских центристах?
– Трудно прогнозировать. Думаю, что тот, кто полагал, что Центристская партия после отстранения Сависаара от дел изменилась к лучшему и превратилась в реальную политическую силу, с которой можно дружить, даже не разделяя идеологических взглядов, понял, что это не так.
Мне кажется, что русский избиратель способен проглотить больше обмана, чем эстонский. И мне очень странно, что русские избиратели не протестовали более активно.
Думаю, что Кылварта купили постом мэра Таллинна, а Яне Тоом могли намекнуть, что при активном противостоянии коалиции с EKRE она не станет первым номером от центристов на выборах в Европарламент. Пусть это останется на их совести.
– Михаил Кылварт «спасет» следующие местные выборы в Таллинне?
– Думаю, что Кылварт – интеллигентный и мыслящий человек. Говорят, что политика – это искусство компромиссов, но есть принципиальные моменты, когда идти на компромиссы невозможно.
– А как вы расцениваете тот факт, что многие русские центристы, избранные в Рийгикогу, предпочли отказаться от мандата, тем самым не воспользовавшись возможностью проголосовать против коалиции с EKRE?
– Это вопрос личного политического будущего русских центристов. Избавиться от такого пятна на репутации теперь будет очень трудно. Химчистка не поможет.
– Не кажется ли вам, что почву для успеха EKRE уже давно создавали сами же либеральные партии – реформисты, IRL, соцдемы? С одной стороны, национализм пропагандировался в высших эшелонах власти – достаточно вспомнить заявления Лиги о сыне мигранта из розовой партии. С другой стороны, происходило вечное оттеснение на второй план интересов простых людей перед натиском проблем Евросоюза и глобальной политики. Не так ли?
– Несомненно, нечто подобное было. Однако все то, чего мы достигли за годы независимости, было достигнуто благодаря открытой политике и либеральным ценностям. Отклонение от них произошло во время событий Бронзовой ночи: тогда в высших эшелонах Партии реформ поняли, что скоро грянет экономический кризис и ранее виданного экономического подъема больше не видать. В такой ситуации реформисты решили просто отобрать часть электората у Isamaa. Уверен, что если бы перезахоронение останков советских солдат провели с почестями (как потом и было сделано на самом деле) и сразу, то не было бы такого противостояния и было бы невозможно заработать большой политический капитал.
Подъем EKRE, скорее, можно объяснить глобальными тенденциями и тем, что простому человеку от экономического успеха страны достается совсем не много.
И хотя большинство людей живет лучше, чем это было бы при другой – менее открытой – экономической политике, всё равно кажется, что простой человек – на втором плане. Вспомним хотя бы о закрытии Кренгольма в Нарве. Нужно было к этому подготовиться и иметь социальные программы.
Президент Ильвес тоже произносил пышные праздничные речи, а потом сам не вернул EAS полученные в кредит деньги. И тем самым подтвердил миф о том, что все политики одинаковые и свой карман ближе.
– Не запоздала ли реакция общества? Что показали акции «Общей Эстонии» (Kõigi Eesti)? Уличные марши позади, впереди поющий протест на Певческом поле под девизом «Свобода неприкосновенна».
– Мы были поражены тем, что случилось. Реакция со стороны общества и противостояние EKRE были все время, и недовольные постоянно стояли у Дома Стенбока. Движение «Общая Эстония» – своевременное и нужное.
Главная опасность кроется не в идеологии, а в том, что страна разваливается. Мы наблюдаем небывалую поляризацию. Желание сформировать общие цели подменяется ненавистью, пренебрежением или негативными эмоциями. В такой ситуации общество не может функционировать нормально. И для врагов нашей страны – это самое вожделенное.
– Изменится ли EKRE под давлением Брюсселя?
– Никаких предпосылок для этого нет. Достаточно того, что в парламенте есть человек откровенно нацистских взглядов – Руубен Каалеп. Руководство партии поощряет его приход к власти, он получил довольно высокое место в списке. Если бы у нас были люди, которые так же открыто поддерживали ленинизм, сталинизм или маоизм, они бы уже давно стали политическим трупами. По-моему, между всеми этими идеологиями очень маленькая разница. Мне очень стыдно, что в парламенте моей страны есть такой человек.
Подробнее - в видео!
- Кто готовил почву для успеха EKRE? Не сами ли либеральные партии – реформисты, IRL, соцдемы?
- Не запоздала ли реакция общества? Что показали акции «Общей Эстонии» (Kõigi Eesti)?
- Изменится ли EKRE под давлением Брюсселя?
Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia