В обзоре британской прессы 9 апреля:
Пресса Британии: мы непредсказуемые? Это только начало! (1)
Британия станет более нестабильной и непредсказуемой
Британские газеты почти полностью погружены в драму Брекзита, а также продолжают рефлексировать по поводу того, что случилось с Великобританией и британцами и куда их завел хаос выхода из ЕС.
Вчера Times и Guardian рассказывали о том, что на фоне Брекзита британцы стали грезить о сильном и даже авторитарном лидере для своей страны. Сегодня Financial Times публикует статью своего обозревателя Гидеона Рахмана с говорящим названием «Непредсказуемая Британия? Это только начало».
Весь мир недоумевает, почему страна, известная своей стабильностью и умеренностью, похоже, вознамерилась разорвать себя на части.
«Многие люди предполагают, что в какой-то момент британский прагматизм восстановится, - пишет Рахман. - Но у меня плохие новости. Что бы ни случилось на экстренном саммите ЕС по Брекзиту, существует вероятность того, что Великобритания станет более нестабильной и непредсказуемой в ближайшие пару лет».
Эта нестабильность будет иметь тревожные последствия для всей Европы, для западного альянса и для либерального международного порядка, добавляет он.
Можно по разному оценивать деятельность Терезы Мэй на посту премьер-министра, но она - не революционерка, считает автор статьи в FT. Она пыталась договориться о Брекзите, совместимом с существующим международным порядком, чтобы сохранить основы британской внешней политики.
Но дни Мэй на этом посту сочтены, а следующий премьер-министр Британии может направить страну в совершенно ином направлении. Особенно с учетом того, что двумя наиболее вероятными преемниками Мэй являются Борис Джонсон и Джереми Корбин. Правительство тори во главе с Джонсоном тесно свяжет Британию с Америкой Дональда Трампа, считает Рахман. А если следующим премьером станет нынешний лидер лейбористов, Великобритания может повернуться лицом к Москве, а не к Вашингтону.
Внешняя политика Корбина может привести к выходу Британии из западных структур безопасности и попытке нормализовать отношения с Россией путем отмены санкций, вывода британских войск из Эстонии и поддержки позиции России по Сирии.
Кто-то может возразить, что британское общественное мнение и парламент не позволят стране дрейфовать ни в сторону Трампа, ни, тем более, в сторону Путина. Но, по мнению FT, неразумно на это рассчитывать.
«Появление таких лидеров, как Джонсон и Корбин, является признаком поляризации британской политики, которая оставляет умеренных политически бездомными, - говорится далее в статье. - Брекзит был унизительным процессом для Великобритании, а унижение может вести людей и страны в странных направлениях (просто посмотрите на Россию)».
«Учитывая, что большая часть британского евроскептицизма коренится в ностальгии по британскому „звездному часу“ - победе во Второй мировой войне, было бы не удивительно, если бы брекзитеры попытались воссоздать международные расклады периода войны, связав Британию с Америкой и Россией против континентального европейского альянса, сосредоточенного вокруг Германии», - продолжает Рахман.
«Великобритании и России, бывшим империям на периферии континентальной Европы, трудно смириться с их местом в европейском проекте (у Турции, возможно, есть та же проблема). Обе всегда чувствовали угрозу со стороны объединенной континентальной европейской державы, а также были связаны друг с другом в первой и второй мировых и в наполеоновских войнах», - пишет обозреватель.
Идея о том, что Брекзит может в конечном счете привести к повторному появлению подобных исторических геополитических раскладов, может показаться гротескной и отдаленной возможностью, особенно учитывая нынешний высокий уровень антагонизма между Москвой и Лондоном. Но теперь Трамп, возможно, почувствовал, что у него развязаны руки и он может реализовать свою странную привязанность к Путину. А сближение Трампа и Путина может затем распространиться на «пост-брекзитовую» Британию.
По мнению издания, мягкий Брекзит или даже отказ от него могут предотвратить реализацию этих мрачных сценариев, что Корбиным, что Джонсоном.
"Но Британия прошла долгий путь к радикализации и поляризации. Будет трудно повернуть назад", - заключает автор статьи в FT.
Мэй готова пойти на второй референдум, но второй срок ей не грозит
Daily Telegraph стало известно, что премьер-министр рассматривает возможность поставить на голосование в парламенте вопрос о повторном референдуме по Брекзиту. Как пишет издание, речь идет о том, нужно ли законодательно закрепить обязательство проведения повторного референдума.
Несмотря на то, что прагматическая подвижка в позиции Терезы Мэй произошла на фоне переговоров с лидером оппозиции в попытке получить поддержку лейбористов по правительственному плану выхода страны из ЕС, не все члены партии Корбина поддерживают эту идею.
Да и переговоры премьера с Корбиным, который персонально не является сторонником повторного референдума, пока не принесли никаких реальных результатов. Также DT стало известно, что так называемые консерваторы-заднескамеечники уже обратились к пока еще лидеру своей партии с просьбой уйти в отставку немедленно.
Газета напоминает, что после аналогичного явления «мужчин в серых костюмах» Маргарет Тэтчер покинула пост лидера в интересах партии. Но, как пишет DT, Тереза Мэй выслушала обращение однопартийцев в полной тишине и не проронила в ответ ни слова.
Члены палаты лордов не могут решить, поддержать ли палату общин
Financial Times пишет о роли палаты лордов в сложном лабиринте Брекзита.
Палата лордов готовится принять закон, который обяжет Терезу Мэй консультироваться с депутатами палаты общин о длине любой новой отсрочки Брекзита и не позволит стране покинуть ЕС без договора 12 апреля.
С трудом принятый на прошлой неделе палатой общин закон встретил противодействие со стороны членов палаты лордов.
Но противников законопроекта беспокоит, что если Мэй удастся хоть о чем-то договориться в Брюсселе в четверг, а депутаты в пятницу окажутся этими договоренностями не довольны, то у премьер-министра попросту не останется времени продолжить переговоры, что приведет как раз к столь нежеланному инициаторами закона бездоговорному Брекзиту.