Cообщи

Эксперты: в Эстонии машины заменяют людей, но к 2030 году рабочих мест станет больше

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Робот. Иллюстративный снимок.
Робот. Иллюстративный снимок. Фото: / AA / TT/ANADOLU AJANSI/Scanpix

Сокращение населения в сельских регионах, нехватка рабочей силы, потребность в новых профессиональных навыках в результате автоматизации и дигитализации – все это требующие решения проблемы на рынках труда Эстонии и Латвии, в связи с чем необходимо более тесное сотрудничество предприятий и образовательных учреждений.

Это вывод из совместного обсуждения эстонских и латвийских экспертов, которое состоялось на расположенном в Ярвамаа, в Мяо заводе производителя строительных материалов Sakret. Почетным гостем мероприятия стал президент Латвийской Республики Раймондс Вейонис, находившийся в Эстонии с государственным визитом.

Министр предпринимательства и инфотехнологий Эстонии Рене Таммист отметил, что Эстония и Латвия сталкиваются с одинаковыми проблемами – стареющим населением и нехваткой квалифицированной рабочей силы. Для улучшения ситуации требуются автоматизация и дигитализация, а также открытость правительства новшествам в интересах внедрения инноваций. Министр добавил, что гендерный разрыв в размере заработных плат также является вопросом, которым необходимо заниматься.

Региональные налоговые льготы могут привести людей в деревню

Председатель совета исследовательского центра Certus и доцент сравнительной политологии Латвийского университета Даунис Ауэрс сказал, что во всех странах Балтии талантливые молодые люди предпочитают жить в городах. В будущем это станет серьезной проблемой, касающейся всей Северной Европы, где исход населения из сельских регионов начался еще в ранних 1970-х годах.

«Что можно предпринять? Не слишком многое, поскольку тенденция неизбежна, и если мы хотим создать стратегии на будущее, следует для начала признать сложившуюся ситуацию. С 1970-х годов считается, что жителям городской среды не хватает свежего воздуха, но с тех пор население, скажем, Стокгольма выросло вполовину. Очень маловероятно, что в странах Балтии будет иначе», - отметил Ауэрс.

Говоря о решениях, Ауэрс упомянул о политике смягчения, т.е. о более эффективном использовании рабочей силы и гибком пенсионном возрасте. Небольшие профессиональные училища и более тесное сотрудничество с предприятиями являются одной из частей решения. «Использование финансовых стимулов является второй возможностью. В регионах можно применять разные налоговые ставки», - добавил Ауэрс.

Для привлечения людей в деревню можно предложить налоговые льготы и частичное погашение учебного кредита: например, в Норвегии в некоторых регионах погашают от 10% кредита до его полной суммы. Также можно субсидировать услуги частного сектора – как торговых, так и иных предприятий. Иммиграция является наиболее противоречивой темой, и она должна опираться на разновекторную политику – с одной стороны центральное правительство распределяет мигрантов по стране, а с другой местные предприятия нуждаются в рабочей силе.

Машины заменяют людей, но к 2030 году рабочих мест станет больше

В своем докладе главный аналитик целевого учреждения Kutsekoda Ингве Розенблад отметила, что несмотря на сокращение населения трудоспособного возраста, сегодня в Эстонии больше работников, чем 5-10 лет назад. «Это результат более гибких моделей трудоустройства, трудовой реформы и – частично – иммиграции, но теперь мы уже довольно близки к максимуму работников», - сказала Розенблад.

По ее словам, с 2015 года иммиграция превышает эмиграцию – частично в результате роста зарплат, а также потому, что в 2018 году гражданам не входящих в ЕС стран выдали 20 000 краткосрочных разрешений на работу, т.е. в три раза больше, чем в 2017 году. Искусственный интеллект, 5G, большие данные и облачная обработка данных – эти аспекты автоматизации и дигитализации оказывают на рынок труда определенное влияние. К 2030 году примерно 13% рабочих мест в Эстонии будут заняты машинами, но при этом добавится 15% новых рабочих мест.

По словам Розенблад, растет популярность непрерывного образования – люди старше 25 лет составляют 40% учащихся профессиональных училищ и университетов. Предприятия также все больше сотрудничают с учебными заведениями. Хорошим примером тут является Cleveron, который будет предлагать прикладное высшее образование наряду с развитием практических навыков на своем предприятии.

«От имени Sakret я благодарю участников из двух стран за открытое обсуждение тем, касающихся всех эстонских и латвийских предприятий, действующих в городах и в сельской местности. Идет ли речь о повышении внимания к регионам, о развитии непрерывного образования для получения новых навыков или о сотрудничества между университетами и предприятиями – настало время делиться опытом и искать решения вместе», - сказал исполнительный директор Sakret OÜ Каспарс Пацевичс.

Наверх