Президент может не утвердить в должностях некоторых министров? (2)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В прошлую пятницу президент Керсти Кальюлайд встретилась с руководителями всех парламентских фракций, в том числе, с EKRE. Говорят, что не все кандидаты в министры могут рассчитывать на подпись из Кадриорга.
В прошлую пятницу президент Керсти Кальюлайд встретилась с руководителями всех парламентских фракций, в том числе, с EKRE. Говорят, что не все кандидаты в министры могут рассчитывать на подпись из Кадриорга. Фото: Канцелярия президента

Не исключено, что по уважительным причинам президент попытается испытать на прочность границы Конституции, пишет Postimees.

Шаги и высказывания президента Керсти Кальюлайд последнего времени ясно указывают на то, что она не планирует так просто утверждать в должностях министров правительства Центристской партии, «Отечества» и EKRE, хотя, по закону, она вроде как и не может вмешиваться в выбор премьер-министра. Но в политических кругах муссируются слухи о том, что Кальюлайд может предпринять невероятный шаг и попытается испытать на прочность некоторые спорные моменты в Конституции.

В данном на прошлой неделе ERR интервью, Кальюлайд сказала, что планирует одновременно пригласить к себе всех кандидатов в министры создаваемого Юри Ратасом правительства, планов которых она или не понимает, или ничего о них не знает: «Я сегодня еще не знаю, являются ли высказанные ими мысли теми, с которыми эти люди идут в министерства».

Понятно, что Кальюлайд намекает как на разные крепкие высказывания руководства EKRE, так и, например, на скандальное сообщение кандидата на пост министра сельской жизни Марта Ярвика в социальных сетях, согласно которому Эстонией управляют «скрытые евреи и сионисты».

У президента есть три дня, чтобы утвердить в должности представленных Юри Ратасом министров. Часть этого времени Кальюлайд планирует потратить на общение с некоторыми кандидатами. А что будет, если кандидаты в министры не смогут убедить президента в том, что в дальнейшем они будут себя вести не так, как прежде?

Конституция не позволяет президенту участвовать в формировании правительства, поэтому у него вроде как и нет возможности отказать в утверждении кого-то из министров. Но возникает вопрос: если президент не может ничего в этом плане решать, то зачем вообще нужны эти три дня?

Здесь может крыться и ответ на вопрос, есть ли у президента какое-то пространство для маневров в переговорах о кандидатурах на пост министров, если президент считает, что что-то можно трактовать как угрозу для конституционного порядка.

Что Кальюлайд могла бы сделать? Кандидат в премьер-министры сделает президенту предложение назначить на должности членов сформированного им правительства. После этого президент примет собственное решение по поводу списка кандидатур. А если в решении президента, например, окажется на два или три министра меньше, чем было в предложении премьера? То есть Кальюлайд может утвердить в должности лишь часть предложенных Ратасом министров.

Что будет в случае такого сценария, пока не знает никто, поскольку никогда раньше такого не происходило. Нет прецедентов. Нельзя, по мнению специалистов в области права, это сравнивать и с противостоянием президента Леннарта Мери во время утверждения так называемого ремонта правительства Марта Лаара.

С одной стороны, такой шаг помог бы четче обозначить конституционные границы и в дальнейшем разрешить возникающие споры, поскольку такой шаг скорее всего закончился бы в Государственном суде. С другой стороны, Кальюлайд создала бы конституционный кризис и ситуацию, при которой напряжение в обществе увеличилось бы еще больше.

Присяжный адвокат и бывший канцлер юстиции Аллар Йыкс считает, что поскольку в парламентской республике президент не участвует в формировании правительства, у него в любом случае нет права отклонить кандидатуру на пост министра, например, исходя из политических убеждений.

Йыкс напомнил, что хотя закон не устанавливает требований к кандидату на пост министра, это не означает, что у президента вообще нет права на обдумывание при утверждении его в должности. Исходя из присяги, он может не утвердить в должности человека, который, например,  не является гражданином Эстонии, в отношении которого был вынесен обвинительный приговор или который представляет угрозу для безопасности Эстонии.

А если Кальюлайд утвердит лишь часть представленного Ратасом списка? «Естественно, такую ситуацию ни закон, ни Конституция не регулируют, - признал Йыкс. -  В принципе есть две возможности: премьер-министр уйдет и вернется к президенту с новым списком или просто уйдет с неполным старым».

По мнению Йыкса, в этом случае логичнее второй вариант – правительство начнет работу в неполным составе: «В этом нет никакой трагедии, поскольку премьер-министр может своим указом ввести порядок замещения министра. То же самое происходит, когда недоверие министру выражает парламент».

Комментарии (2)
Copy
Наверх