Мнение: Тоска по отверстиям

Юри Пино
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Юри Пино
Фото: Юри Пино

Полгода, значит, прожили с евро.

И не так страшно, как боялись. Деньги как деньги. Кроны, конечно, еще не забыли. Они - неохота говорить - были все-таки такие красивые... ласточки, дубы и прочее... Сегодняшние архитектурные картинки и в подметки не годятся.

В утешение - латышские деньги еще страшнее, чем евро.

Не в утешение - даже "лат" или "лит" звучит лучше, чем до сих пор непривычный "евро". Особенно странно слышать, как русские склоняют данное слово, зачастую это звучит, например, так: пять евреев, еврей...

Самому-то странно называть новые монеты центами. Цент так связан с кроной... До сих пор вспоминаю день прихода кроны, когда в "Таллинна каубамая" один русский упорно хотел назвать центы копейками, на что русская продавщица рявкнула ему: копейки - в Союзе!

Да, теперь мы снова в союзе. Поэтому так хочется сказать - рубль... или же неорубль. Один союз все равно, что поделать. Такие вот жалобы побежденного евроскептика.

Хотя на самом деле все нормально. Даже хорошее есть.

Можно, например, порадоваться, что люди, во всяком случае - по моему мнению, вспомнили такое давно забытое дело, как подсчитывание. Новые деньги некоторым трудно осознать, хочется представить, сколько же это было в кронах. Только тогда можно понять, много это сейчас или мало. Мой сосед, например, стал ходить в магазин вместе со мной, потому что я быстрее подсчитываю и оцениваю, дорого что-то или дешево. Так что в дальнейшем прошу называть меня консультантом по покупкам. Стоимость часа я потом придумаю.

И что же в этом плохого, что люди думают о подсчетах? Мой учитель математики в школе говорил, что подсчитывание делает мозг более извилистым.

По-моему, здорово, что опять можно вспомнить о такой замечательной вещи, как свинья-копилка. Центы туда можно складывать и складывать - наполнялась быстро, но это было практически ничего. Стыдно даже в магазин идти, все смотрят: мол, разбил копилку у ребенка и пришел купить два пива... а на большее бы и не хватило.

Честное слово, я никогда не разбивал копилки своих детей. У меня и своя есть, и теперь с удивлением замечаю, что и у монет появилась какая-то ценность. Как и в прежнем Союзе, а вообще-то - как в далеком счастливом детстве.

Перезвон монет опять вызывает старческое нытье.

У монет тогда была ценность. И забытые сейчас способы использования. Три копейки можно было опустить в отверстие автомата газировки и получить в антисанитарном стакане шипучку с подозрительным вкусом. И не знаешь, что было интереснее: напиток или возможность бросить копейку и услышать стук. За две копейки можно было позвонить, так же, как и за 15 копеек позвонить за границу. Те, кто ездил в Москву или Ленинград, всегда привозили оттуда блестящие пятикопеечные монеты, которые разменивали в метро. Билетов тогда не было, и их опускали в отверстие. Поскольку обменники были там рядом, то и монеты были новые. Рассказывают, что в Пирита и Пярну были пивные автоматы, в которые надо было опускать по 20 копеек...

Да, и конечно же, были автоматы с презервативами, а в Германии - и папиросные автоматы, которые все принимали монеты.

Теперь, когда монета вновь имеет ценность, хочется, чтобы было отверстие, куда ее можно опустить. Хотя недавно единственные отверстия были на дверях общественных туалетов, туда можно было совать и бумажные купюры.

Например, автоматическая заправка принимала 25-кроновые. Также можно предположить, что она могла бы принимать монеты достоинством в 31,3 кроны, если уж она берет 78-кроновые купюры? Также двадцатипятки принимал и банкомат, через который можно было положить наличку на счет...

Странная ситуация - в кармане звенит, и не так уж мало. А большую сумму, чем раньше, автоматы принимать не хотят. Наоборот, было бы как-то понятно. Сделали такие копейки, можно бы и об отверстиях подумать. Автоматизация у нас уже с давних времен.

Как и в прежнем Союзе, где, кстати, придумали молочный аппарат, который оказался непригодным, потому что вмещал только 10 бутылок.

Комментарии
Copy
Наверх