Последней битвой, которую вел генерал Антс Лаанеотс, покинувший вчера пост командующего Силами обороны Эстонии, стала попытка убедить политиков в том, что военнослужащим необходимо повысить зарплату.
Лаанеотс борется за солдатские зарплаты
В последнее время Лаанеотс вел активную работу среди политиков, парламентариев и министров, чтобы служащим Сил обороны повысили зарплату. При этом он выдвигал три аргумента.
Во-первых, если зарплата не повысится, военнослужащие уйдут с работы. Во-вторых, расходы на зарплаты составляют лишь треть от общих расходов Сил обороны, тогда как во многих других странах они составляют примерно половину. И в-третьих, деньги для повышения зарплаты вроде как имеются, ведь в следующем году расходы на оборону вырастут.
Однако правительство, в первую очередь премьер-министр Андрус Ансип и министр обороны Март Лаар, говорит «нет», и в следующем году зарплаты военных не повысятся. Или, если точнее, так: если хотите поднять зарплаты — пожалуйста, но сделайте это за счет своих внутренних ресурсов.
Уходят из Сил обороны
В Министерстве обороны любят приводить такой пример: весной ведомство было сокращено, и благодаря этому в августе удалось повысить зарплату оставшимся работникам. Ансип тоже говорит: оборонные расходы составляют два процента от ВВП. Однако дополнительных денег для повышения зарплат не предусмотрено.
Весьма непросто оценить, насколько серьезной проблемой является уход военнослужащих с работы. Весной этого года в СМИ много писали, например, о том, что люди бегут из Военно-морских сил Эстонии, поскольку международные фирмы вербуют наших военных моряков для охоты за пиратами на восточном побережье Африки. Ходили разговоры о зарплатах, превышающих оклад эстонских военнослужащих аж в пять-шесть раз.
Однако трава никогда не бывает такой зеленой, как ее рисуют в обещаниях, и осенью охотники за пиратами стали возвращаться в Эстонию. На форуме militaar.net один пользователь так описывает ситуацию в Джибути: «Некоторые уже начали уезжать. Я планирую сделать то же. Деньги не платят, обещания не выполняют, домой не отпускают… Чувствую себя, как румынская проститутка в американском гетто».
Красноречивые цифры
Однако нельзя не обратить внимание и на конкретные цифры. За 11 месяцев этого года из Сил обороны ушло больше солдат, офицеров и унтер-офицеров, чем обычно уходит за два года.
Из одного только Скаутского батальона в этом году ушли 24 фельдфебеля. Фельдфебель — это опытный солдат, получивший полную подготовку унтер-офицера, который получает на руки примерно 650 евро.
Начальник Скаутского батальона, подполковник Вахур Карус сказал, что люди уходят и из других мест, но там ситуация не столь критичная. Скаутский батальон готовит солдат к миссиям в Афганистане, и это значит, что в конкретный день конкретное число солдат должно отправиться в путь.
«Когда во время учений перед миссией мне говорят, мол, жаль, но я должен уйти, так как на эту зарплату не могу содержать свою семью, то что мне остается делать? — сказал Карус. — Я же не могу отправлять в зону конфликта неполные подразделения. Вот и приходится комбинировать, брать откуда-то замену, дробить свои отряды и укорачивать учения в батальоне».