Милинкевич: Эстония — пример для Беларуси

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Один из лидеров белорусской оппозиции Александр Милинкевич говорит, что готов баллотироваться на пост президента Беларуси, если получит поддержку демократических оппозиционных сил, которые связывают будущее страны с Европой.
Один из лидеров белорусской оппозиции Александр Милинкевич говорит, что готов баллотироваться на пост президента Беларуси, если получит поддержку демократических оппозиционных сил, которые связывают будущее страны с Европой. Фото: Википедия

Один из лидеров белорусской оппозиции Александр Милинкевич, баллотировавший на президентских выборах в 2006 году, сказал в интервью Postimees, что своим успехом Эстония обязана тем, что в отличие от Беларуси к власти здесь пришли молодые люди.


Что вы думаете об идее Евразийского союза?

Правительству Беларуси это может дать тактические преимущества, но стратегически мы можем проиграть. Очевидно, в этом случае мы потеряем возможность интег­рироваться в Европу.

Это даст возможность Александру Лукашенко продавать России дешевые, низкокачественные изделия и позволит ему сохранить недемократический авторитарный режим.

Но Беларусь нуждается в модернизации и экономических реформах. И нашим главным партнером должен быть только Европейский Союз. Чем дальше мы от ЕС, тем меньше наши возможности для эффективных экономических и политических преобразований.
Путин предлагает сформировать союз авторитарных государств, но Беларусь должна объединиться с демократическими странами. Белорусы не евразийцы, мы — европейцы.

Почему Лукашенко так долго удается оставаться у власти и почему оппозиция столь слаба?

В прошлом была диктатура, которая продолжалась гораздо дольше, чем власть Лукашенко. Секрет его власти кроется в том, что он создал систему и заключил с людьми социальный договор.

Большинству гарантированы минимальные экономические блага, например, минимальная зарплата и пенсия, следовательно, им обеспечена некая стабильность.
Постсоветское общество казалось более или менее стабильным, но тем людям, которые ценили свободу и демократию, пришлось хуже всего, их отстранили первыми. В нашем обществе такие люди всегда были в меньшинстве.

Если быть честным, то мы сейчас больше не составляем оппозицию, за прошедшие годы мы стали диссидентами. Оппозиция — это люди, имеющие в парламенте меньшинство, у них все же есть возможность влиять на власть с позиции меньшинства. У нас такой возможности сейчас нет.

Мы — правозащитники, в первую очередь мы пропагандируем правду и свободу слова, мы не боремся с политическими соперниками. Но ситуация не безнадежна. Отнюдь.

Возможны ли в Беларуси массовые выступления?

Думаю, что протесты, последовавшие после президентских выборов в 2006 и 2011 годах, и были, по белорусским меркам, массовыми выступлениями.

В них участ­вовали сотни, тысячи человек. И эти сотни и тысячи очень хорошо сознавали, что из-за этого их могут уволить с работы или выгнать из университета и отправить в тюрьму. Но, несмотря на это, они решили выразить протест.

Важно различать, что, например, протесты в Северной Африке имеют социальный подтекст. Те тысячи людей, что выражали протест у нас, делали это из моральных соображений. Это был моральный протест.

Думаю, что и в Беларуси возможны социальные протесты, но их время еще не пришло.

Что может ожидать Беларусь после Лукашенко? Кто придет следующим к влас­ти в стране?

Первые выборы после Лукашенко будут иметь историческое значение, они определят дальнейшую судьбу Беларуси. И значимость их будет определяться не только либеральной идеологией, которая будет доминировать на выборах. Большую роль играет и стратегический геополитический выбор, который будет сделан на первых свободных выборах.

Россия попытается навязать своего кандидата, Запад же выступит с заявлением, что важнее всего справедливые выборы. Оппозиция накануне выборов разделится на лагеря, большинство поддержит европейский путь, но найдутся и такие, кто будет считать, что нам нужно интегрироваться не с Европой, а с Россией. Аппаратчики тоже разделятся, далеко не все власть имущие в Беларуси радуются приходу российских олигархов.

Вы сами будете вновь баллотироваться на президентских выборах?

Обязательно, я к этому готов. Я согласен участвовать в выборах, если большинство демократических оппозиционных сил поддержит меня, и большинство оппозиции предпочтет Европу.

Я стратегический игрок и могу поддержать и другого кандидата, если он окажется лучше меня. Было бы плохо, если бы я боролся против другого кандидата, а не против здешнего режима.
Очевидно, в такой решающий момент оппозиция должна быть готова отказаться от разногласий и объединиться.

Для белорусов Эстония — самый лучший пример, если мы хотим убедить людей, что нам по пути с Европой. Соседняя Польша тоже добилась многого, но по этому поводу люди говорят: «Польше и в советское время неплохо жилось». С чехами та же история, о них говорят: «Они уже совсем далеко, на Западе, там и без того настоящая Европа».

А Эстония ведь тоже входила в СССР, у эстонцев нет ни нефти, ни газа, и вся страна не больше одной нашей области. Своим успехом Эстония обязана тем, что к власти пришли молодые. Это особый случай. Это не просто комплимент, а истинная правда, как показала практика.

Какой должна быть политика Евросоюза в отношении Беларуси?

Политика должна быть и моральной, и эффективной. Пока мы имеем примеры моральной, но абсолютно неэффективной политики. Иной возможности для общения с Беларусью, кроме критического диалога, нет.

Сейчас диалог невозможен, у нас по-прежнему есть политзаключенные. Сначала мы должны освободить их, а потом вновь начинать диалог.

Иначе Беларусь превратится в протекторат России, и это будет не только наша трагедия.
Такая ситуация может быть очень опасна для всего региона, это еще больше усилит имперские настроения в России.

Такой ход событий опасен как для Украины, так и для Грузии, и, очевидно, для Эстонии, и значительно отодвинет назад демократизацию самой России.

Александр Милинкевич

• Родился 25 июля 1947 года в Гродно.
• Один из лидеров белорусской оппозиции.
• В 1980-1984 годах заведующий кафедрой физики в Сетифском университете (Алжир).
• В 2006 году баллотировался на президентских выборах, набрав 6% голосов.
• Неоднократно подвергался аресту, 26 апреля 2006 года после митинга, посвященного памяти жертв Чернобыльской трагедии, был арестован на 15 суток.
• Женат вторым браком, от первого брака имеет двоих детей.
• Лауреат премии имени Андрея Сахарова.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх