Даже европейские компании, которые до этого нормально покупали в России, сейчас дают рекомендации своим российским поставщикам - вот если бы у вас был продукт европейский, если бы на нем было написано “Сделано в Европейском союзе”, было бы гораздо легче. Потому что, если написано “Сделано в России”, для того, чтобы продавать, иногда приходится делать скидки, идти на демпинг. Соответственно, российские производители просто теряют от этого. Для того, что оставаться в нормальных рыночных условиях, продавать по рыночной цене, не демпинговать, при определенных расчетах получается выгоднее локализовать часть производственного процесса на территории Эстонии, а именно в Нарве, в промышленном парке, чтобы достичь запланированных продаж”.
В нарвском промпарке действуют несколько предприятий российского происхождения - производители красок Emlak и Primatek, производитель фильтров для воды Aquaphor, завод металлоконструкций Well Technology. По словам Вадима Орлова, их руководители довольны тем, что построили свои предприятия именно здесь.
Проще закрыть, чем разбираться
Консультант Ида-Вируского центра развития предпринимательства Станислав Пирк также отмечает рост интереса российского бизнеса к Нарве. Но дальше инвесторы продвинуться не могут.
“Интерес есть. Но банки либо не открывают счета, либо даже закрывают счета тем, у кого бизнес уже запущен, - говорит Станислав Пирк. - Открыть счет очень-очень сложно. И российские предприниматели озадачены этим”.
По словам Пирка, предприниматели из России, с которыми он общался, сейчас заняли выжидательную позицию: “Мы, с одной стороны, раздаем электронное резидентство, чтобы можно было вести бизнес из-за пределов Эстонии, а с другой стороны - как в басне “Лебедь, рак и щука” - мешаем нормальному развитию бизнеса. А интерес с российской стороны есть. Для россиян главное - что здесь всё прозрачно, вести бизнес можно предсказуемо. Плюс понятная налоговая система, плюс русскоязычный персонал можно найти”.
Станислав Пирк отмечает, что банкам проще отказать клиенту или закрыть уже существующий счет компании, чем идти на риск штрафа со стороны Финансовой инспекции, которая борется с отмыванием денег.
“Такая ситуация была и до последних скандалов с банками, а после скандалов она еще больше усугубилась”, - отмечает Станислав Пирк.